Особенности восковок из инжекционного воска
Инжекционный воск – наиболее распространенный при тиражировании продукции материал. Он плавится до жидкого состояния и впрыскивается в форму из резины. Основной компонент – натуральный или синтетический воск, вспомогательную функцию выполняют присадки, изменяющие физические показатели, пластичность, твердость и прочие. Выбирая этот материал для изготовления восковок, нужно учитывать следующее:
- Для массового изготовления продукции лучше подходит воск, быстро набирающий твердость, это увеличит производительность;
- Чем тверже воск, тем он более хрупок. Такие сорта отлично подходят для финальной ручной или автоматизированной доработки, декорирования резьбой, сложным орнаментом;
- Использование натурального парафина в изготовлении сильно удорожает материал, однако, почти не сказывается на его характеристиках.
Состав и свойства ювелирного воска
Для восковки используется специальный материал. Он бывает нескольких видов. Основные свойства, которыми должен обладать качественный воск:
- достаточная прочность после застывания, чтобы выдерживать постобработку мелких деталей;
- должен плавиться без остаточной золы в процессе отжига формы;
- поверхность изготовленной из ювелирного воска модели должна быть ровной и гладкой и не должна прилипать к формовочным материалам;
- температура плавления не должна превышать 100 °С, а температура размягчения не ниже 35°С.
В состав основы ювелирного воска входит натуральный или искусственный материал с добавлением химических компонентов, необходимых для изменения механических свойств. Состав воска влияет на следующие свойства:
- твердость и мягкость;
- вязкость;
- упругость;
- механическая память;
- текучесть в расплавленном виде;
- взаимодействие с формовочными материалами;
- скорость застывания;
- усадка;
- безотходность;
- температура плавления.
В зависимости от целей, ювелир подбирает для работы необходимый воск. Возможны случаи, когда мастер смешивает несколько видов, например, наплавляя на стержень из более мягкого воска для моделирования мелкие детали из материала большей твердости.
Особенности восковок из скульптурного воска
Если необходимо сформировать крупную восковую модель, использование инжектора – не лучший вариант, не удастся добиться достаточного качества. В таких ситуациях применяется технология прямой заливки. Чтобы исключить формирование в заготовке дефектов, например, воздушных пузырьков, используются скульптурные воски. Они дифференцируются по цветам. Самым твердым считается зеленый воск, позволяющий мастеру проработать мельчайшие детали. Этот же воск является и наиболее универсальным, позволяет делать любые украшения, от колец до серег. Преимущество зеленого воска – возможность использования при формировании орнаментов и узоров не только ручных инструментов, резцов и напильников, но и автоматических устройств, работающих на высоких оборотах. Плавление материала исключено, так что заготовка гарантированно сохранит требуемую геометрию.
Изготовление восковой модели изделия
Перед тем как готовое украшение предстанет перед взором создателя или заказчика, проходит много времени. По эскизу будущей драгоценности мастер ювелирного дела сначала создает восковую модель, по которой изготавливается форма будущего украшения. Раньше вырезать из воска модель мастеру приходилось вручную. С развитием технологий появилась возможность механизировать эту процедуру. По выполненному из воска изделию изготавливается форма для отлива. Затем воск вытапливается, оставляя пустоты. В готовую форму уже заливается драгоценный металл и после застывания изделие отправляется на финальную доработку.
Процесс создания модели из воска называется восковкой. Благодаря технике восковки изделия отливаются с мельчайшими деталями. Современные технологии позволяют изготавливать из ювелирного воска для моделирования геометрически сложные образцы, которые невозможно сделать вручную. Для этого используются специальные станки, позволяющие тиражировать изделия и выполнять тончайшие работы.
Автоматизация производства восковок
Помимо ручных инструментов и инжекторов, при изготовлении восковок допустимо использование фрезерных станков, использующих технологии обработки 3D. Они работают, в основном, с зеленым воском, так как его физические и химические свойства допускают механизированную обработку, даже при контакте с вращающимся на высоких оборотах резцом не происходит плавление материала. Преимущества использования станков, следующие:
- Ускорение формирования восковок;
- Возможность массово выпускать восковки для серийного производства ювелирных украшений без корректировки рабочих алгоритмов, загрузки новых эскизных файлов;
- Высочайшее качество готовых деталей, 100% соответствие эскизу;
- Экономия материала за счет рационального использования и отсутствия брака;
- Возможность изготовления восковки для производства любого ювелирного украшения.
Современные фрезерные станки адаптированы к использованию обычных сортов скульптурного воска, нет необходимости покупать специализированные материалы.
Независимо от схемы изготовления, восковка – обязательный элемент при производстве ювелирного украшения. Она позволяет получить идеальное со всех позиций украшение, на 100% соответствующее исходному чертежу, эскизу. Этим достигается экономия благородного металла, исключается брак.
Заказ услуги
Ювелирный музей восковых «фигур»
Это необычный музей восковых фигур. Здесь собраны экспонаты, которые не похожи на знаменитостей или исторических деятелей. Главное, к чему стремятся создающие их мастера, чтобы каждый предмет был точной копией вырезанного в пресс-форме отпечатка мастер-модели.
Этот «музей» — участок восковки ювелирной компании SOKOLOV. Заглянем?
Знакомьтесь: восковщик
На этом участке производства будущие украшения приобретают вполне реальную, хоть и восковую форму, которая потом становится своеобразным «трафаретом» для литья из металла.
Некоторые думают, что изготовление выплавляемых моделей (именно так «правильно» называется этот процесс) — исключительно женское дело. Оказывается, мужчины справляются с кропотливой операцией ничуть не хуже. Даже удивительно, как они работают с хрупкими восковыми моделями, если одна изготовленная деталька может быть меньше ногтя.
Восковщики практически неуловимы: чаще всего они работают посменно, поэтому их график отличается от режима других цехов. От большинства ювелиров их отличают идеально чистые руки и проницательный взгляд, способный заметить «воздух» или «обло́й» в затейливых элементах пока ещё восковых ювелирных изделий.
Орудия труда
Для изготовления выплавляемых моделей, или восковок необходимо специальное оборудование — инжекторы. Инжекторы бывают двух видов: автоматические вакуумные и ручные. Внутри каждого из них сохраняется высокое давление и температура 75 градусов, необходимые для поддержания воска в расплавленном виде.
Помимо инжектора восковщику требуется особый инструмент.
- Ша́бер — заточенный металлический стержень, которым удаляют лишний воск.
- Кисточка и ватная палочка. Удивительно, как привычные вещи превращаются в необходимый ювелирный инструмент. Смоченные в бензине, они нужны для корректирования неровностей и мелких дефектов, которые поддаются устранению.
- Увеличительное стекло. С помощью него оценивается качество получившейся восковки и выплавки мельчайших деталей.
Изготовление восковок: от и до
Работа по изготовлению выплавляемых моделей начинается с получения наряда — задания, написанного на специальном бланке. Мастер сверяет номера пресс-форм, то есть резинок, с номерами, указанными в наряде.
Если восковщик работает на автоматическом вакуумном инжекторе, для каждой отдельной модели он подбирает нужные параметры (давление, температуру впрыска воска, силу прижима и подачи резинки).
Затем мастер очищает пресс-форму от пыли и остатков воска с помощью пневматического пистолета со сжатым воздухом. Из-за этого в некоторые моменты кажется, что в цехе одновременно работает несколько профессиональных фенов для волос. В зависимости от сложности модели и особенностей пресс-формы, некоторые резинки сбрызгиваются силиконом — воск легко отделяется от резины и не ломается. Затем все составные элементы резинки складываются, только после этого она считается готовой к работе.
Мастер ставит пресс-форму в специальную каретку, с помощью плашек поднимает на нужный уровень (чтобы носик инжектора совпадал с отверстием в резинке) и нажимает кнопку «Старт». Пока таким же образом заливается следующая пресс-форма, из предыдущей специалист извлекает восковку и проверяет её качество. Если мастер видит брак, он корректирует параметры в ту или иную сторону.
Современное оборудование повышает скорость изготовления и качество восковок, однако не может в полной мере заменить ручной труд.
Работа с ручным инжектором несколько отличается от работы с автоматическим и полностью зависит от профессионализма ювелира.
Вначале восковщик закручивает клапан и вручную накачивает давление, высота которого зависит от вида изделия. Так же, как и при работе с вакуумным оборудованием, он очищает резинку обдувочным пистолетом. Затем мастер крепко зажимает пресс-форму между двумя пластиковыми плашками, подносит к носику инжектора и надавливает на него. Горячий воск заливается в резинку и принимает форму вырезанной в ней модели — восковка готова!
Кстати, для того чтобы воск быстрее застывал, пресс-формы обязательно должны быть холодными. Поэтому по мере нагревания резинок восковщик кладёт их в морозильную камеру для охлаждения.
Готовые восковки вместе с нарядом сдаются на проверку контролёру ОТК. С помощью микроскопа специалист оценивает качество выполненной работы, а восковщик тем временем может приступать к выполнению следующего наряда.
Восковые ёлки
Да-да, представьте себе, такие тоже бывают.
После контроля качества прототипы будущих изделий напаивают на восковой стержень. В результате получается заготовка для отливки в металле, напоминающая ёлку. Изготовление воскового дерева — очень кропотливая работа, так как плотно прилегающие друг к другу хрупкие модели легко повредить.
После этого готовые ёлки отправляются на участок литья, где они отливаются в металле.
Обучение ювелирному делу. Как формовать восковую ювелирную модель?
Доброго времени суток, дорогой читатель! Данная статья о том, как заформовать восковую ювелирную модель, другими словами будем делать опоку, готовую к заливке металлом.
Восковые ювелирные модели можно приобрести в специализированных магазинах ювелирного инструмента. Цена одной восковой модели колеблется от 20 и до 150 рублей, я дороже не встречал, если Вам встретится, знайте что это дорого.
Данный процесс не сложный, однако, следует всё делать аккуратно и чисто, чтобы посторонний мусор не попал в опоку. Если это произойдёт, то качество залитого ювелирного изделия будет низким и придётся всё делать заново.
Я 4 дня подряд самостоятельно учился формовать восковку и после трёх получившихся деталей, вот рассказываю Вам. Испортил семь восковых моделей, зато остальные получаются одна, за одной.
Теперь непосредственно, перейдём к самому процессу. Сначала берём восковку(стрелец справа) и обычную колбу от бахил, которые продаются в любой аптеке или больнице.
К этой колбе подбираем железный цилиндр, так чтобы он плотно насаживался на колбу. Я его взял, от обычной китайской опоки, которую уже использовал, хорошо, что не выкинул. Затем проделываем в колбе дырочку и вставляем в неё нашу модель из воска.
Надеваем железный цилиндр и следим за тем, чтобы внутри восковка не касалась стенок цилиндра.
Теперь переворачиваем опоку, колбой от бахил кверху, поджигаем обычную свечу и закапываем воском, так чтобы отверстие в колбе, в которое вставлена восковка было хорошо залито.
После того как воск застынет, готовим формовочную массу, которая также продаётся в магазине ювелирного инструмента. Примерно, рассчитывайте, сколько поместится в опоку. Я лично, всегда делал на глаз, правда, всегда немного оставалось, но лучше пусть останется, чем не хватит.
Массу необходимо как следует размешать, чтобы не было комочков, и чтобы она была слегка густой, как жидкая сметана. Затем, через сито заливаем нашу опоку и помещаем её на вибро-стол и вакуумируем.
Опока вакуумируется примерно две минуты, после чего я ставлю её сушиться напротив тепловой пушки, но только не близко. Конечно, по технологии её надо сушить в муфельной печи, но у меня её пока нет.
Всё это я делаю вечером одного дня, а на следующий день, также вечером, обычной бензиновой горелкой нагреваю опоку, вытапливаю воск и только потом заливаю металл.
Как залить металл в опоку можно посмотреть здесь.
После заливки металла достаём нашего стрельца, очищаем и вот как он выглядит:
Вот ещё пару фотографий с другими, получившимися моделями знаков зодиака: