Опока представляет собой породу, сложенную опаловым кремнеземом тонкозернистого строения. Обычно это плотные, легкие (объемный вес 1,1—1,8), звонкие, пористые (прилипают к языку) породы с раковистым изломом. Легко чертятся ножом, но не растираются пальцами. Опоки фактически уплотненные трепелы. В естественных обнажениях окрашены обычно в светлые тона. В более глубоких горизонтах они почти черного цвета, который в процессе выветривания замещается темно-серым и светло-серым. Эти разновидности можно наблюдать даже в пределах одного обнажения. Встречаются опоки, первоначально окрашенные в светлые тона. Нередко опаловое вещество опок переходит в халцедон. Присутствуют плохо сохранившиеся остатки диатомей и спикулы губок. В строении опок принимают участие также песчаные частицы, сложенные кварцем, полевым шпатом и слюдой, и в особенности глинистые частицы, а также глауконит.
Опока Баканский карьер
Этапы создания золотых украшений методом литья
Какие этапы проходят кольца, серьги, браслеты и подвески Дива, прежде чем стать вашими?
- Дизайнер создает эскиз будущего украшения. Оно может состоять из 1 монолитного элемента, как в этом обручальном кольце с бриллиантами, или нескольких, которые монтировщик потом объединит в одно целое – как в подвеске из двух колечек с бриллиантами.
- Каждый элемент отливается в воске – получаются т.н. восковки.
- Восковки собирают в «ёлочку» – у каждого воскового элемента есть ножка, за неё их припаивают к стержню.
- Начинается формовка. Собранную «ёлку» помещают в опоку – металлический цилиндр, после чего заливают специальным составом, напоминающим глину, чтобы сделать форму для литья.
- Опоку ставят на виброплатформу – встряска нужна, чтобы из состава вышли пузырьки воздуха, иначе в литейных формах будут пустоты, что приведет к браку.
- Опоку отправляют в печь. При высоких температурах (до 1000оС) состав спекается, а восковки плавятся и вытекают – через ножку. Получается литейная форма, которую также нередко называют опокой.
- После охлаждения формы можно приступать непосредственно к литью ювелирных изделий.
- Финалом работы являются сборка, обработка, закрепка вставок.
Опока для литья ювелирных изделий – это и приспособление для формовки литейной формы, и результат этого процесса: нередко именно так называют форму для литья ювелирных изделий.
Опока для литья своими руками
Благородный металл серебро является одним из древнейших металлов, освоенных человечеством.
Нахождение в природе в самородном виде, а также невысокая температура плавления- 962 °C дало нашим далеким предкам возможность использовать этот металл в IV -III тысячелетии до н.э.
Серебро
Серебро — мягкий, пластичный металл, отлично подходящий для производства украшений, ритуальных предметов, зеркал и для чеканки монет.
Серебро обладает наилучшей среди металлов электропроводностью и применяется в наиболее ответственных электроприборах и компонентах. Отличная теплопроводность дает возможность применения и в теплотехнике.
Теплопроводность серебра
Благородный металл в 19-20 веке широко использовался в фотографии.
Бактерицидность серебра
Издавна было замечено еще одно важное свойство — бактерицидность. Сосуды и фильтры из серебра применяются для обеззараживания воды.
В христианстве и некоторых других религиях в серебряных сосудах приготовляется т.н.
«святая вода», помогающая при соответствующей молитве от всех недугов.
Технология литья серебра
Литье серебра в заводских условиях осуществляется с применением индустриальных технологий, требующих дорогостоящего оборудования, значительных энергозатрат и использования редких и опасных компонентов. Традиционные технологии, проверенные тысячелетиями больше подходят для литья серебра на дому или в мастерской.
Наиболее распространенные из них — это литье по выплавляемым моделям.
Популярно также применение специального воска для моделирования в качестве материала модели.
В качестве материала для создания формы используется гипс или глиняно-песчаные смеси.
Слитки серебра для литья
Серебро для литья можно приобрести в сбербанке или в ювелирном магазине в виде слитков. В этом случае состав его точно известен и выбит в качестве пробы.
Если вы решили использовать бабушкины ложки или лом изделий из серебра — будьте готовы к тому, что придется провести операцию по очистке лома от примесей.
Например, от примесей неблагородных металлов, таких, как свинец, медь и других, серебро очищается путем переплавки в тигле с добавлением селитры, буры и соды. Селитра связывает неблагородные металлы, окисляя их.
Сода и бура переводят эти окислы в раствор, образуя жидкий шлак. Серебро остается на дне тигля в виде слитка.
Литье по выплавляемым моделям. Эта технология литья из серебра наиболее доступна для освоения начинающими мастерами.
Модель изготавливается из материала, температура плавления которого ниже, чем у заливаемого расплава.
Вокруг модели заливается или формуется форма из гипса или песчано-глиняной смеси.
Литье по выплавляемым моделям
Наиболее распространенными материалами для выплавляемых моделей являются воск и парафин.
Когда расплав заливается в форму, материал модели плавится и вытесняется из формы через специально предусмотренное отверстие. Место модели постепенно занимает серебро.
Есть вари ант этого метода, при котором восковая модель выжигается путем нагрева формы до высокой температуры, а серебро для литья заливают в уже пустую форму.
Инструменты для формовки и приспособления для литья по моделям
Для литья изделий из благородного металла в домашних условиях потребуются
- Тигель для расплавления или очистки металла.
- Муфельная печь или газовая горелка.
- Стальные щипцы.
- Огнеупорная подставка.
- Весы
- Воск для моделирования. Свечной воск не подойдет.
- Формовочные смеси
- Емкость для разведения смеси
- Скальпель, ножи и надфили для обработки модели и для доводки готового изделия.
- Форма для литья
- Молоток для разбивания опоки.
- Защитные рукавицы, очки и фартук.
- Огнетушитель.
- Дремель (мини — бормашина)
- Тиски, Ригели и оправки
На изготовлении формы для литья серебра стоит остановиться чуть подробнее.
Сначала из воска путем лепки и вырезания скальпелем мелких деталей создается модель будущего изделия, полностью повторяющая его форму, но имеющая тонкий выступ в виде круглого прутка.
Модель из воска для литья из серебра
Это литник, по которому расплавленный металл попадет в форму. Далее в опоку помещается модель и заливается формовочная смесь.
Если используется сухая формовочная смесь, то для формовки применяется метод виброуплотнения. Далее воск модели выжигается, и форма готова к заливке расплава.
Литье по моделям в земляные формы
Литье в так называемые земляные формы — старейший метод, проверенный тысячелетиями.
Формовочные смеси на самом деле состоят не из чернозема, а представляют собой смесь тонкозернистого кварцевого песка и пластичной глины в определенных пропорциях.
Для отливки мелких изделий с тонким рельефом и большим количеством деталей применяют смеси, содержащие 12-15% глины, для крупных отливок — до 25%. Газы, образующиеся при литье, должны свободно выходить через стенки формы.
Литье серебра по моделям в земляные формы
Модели традиционно делали из дерева, воска и гипса. Сегодня все большую популярность приобретают модели из пластмасс. Пластик хорошо держит форму и легко обрабатывается.
Технология литья по выплавляемым моделям
Оборудование для литья серебра по выплавляемым моделям относительно несложно и доступно для использования на дому.
Суть метода заключается в том, что модель, изготовленная из легкоплавкого материала, при контакте с заливаемым жидким металлом плавится и вытесняется из формы по специально предусмотренным отверстиям.
Металл занимает пустоту, образовавшуюся на месте модели и точно повторяет ее пространственную форму.
Заливать металл необходимо тонкой струйкой, чтобы дать возможность материалу выплавляемой модели покинуть форму, во избежание образования брызг расплавленного металла.
Литье из серебра в домашних условиях
Важно! Литье серебра своими руками — сложный и пожароопасный процесс.
В вашей мастерской должны иметься огнеупорными подставками и огнетушителями, предназначенными для тушения электрооборудования под напряжением.
Обязательно пользуйтесь огнеупорными перчатками, фартуком и очками.
Для литья серебра в домашних условиях начинающие мастера обычно выбирают следующие технологии
- моделирование из воска
- литье в земляные формы
- нагрев тигля газовой горелкой.
Разумеется, если у вас есть муфельная печь с регулировкой и поддержанием заданной температуры, вибростол и центрифуга — ваши отливки станут только лучше.
Литье серебра в домашних условиях — сложный, но вполне осуществимый при должной подготовке и настойчивости процесс. Успехов вам в освоении этого раздела металлургии!
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Литье из бронзы: технология художественного бронзового литья
Литье бронзы позволяет изготавливать изделия, отличающиеся исключительной декоративной привлекательностью.
Технология литья из данного сплава, основу которого составляет медь, известна на протяжении многих веков, но и в наше время она продолжает совершенствоваться.
Внешний вид бронзовых изделий говорит об кропотливом труде мастера, превращающего безликий металл в художественное произведение
Этап отливки ювелирных изделий
Драгоценный металл загружают в установку для центробежного литья. Опока помещается в установку, из которой откачивают воздух. В образованный вакуум закачивают гелий (он полезен не только для шариков). Расплавленное золото заливают в опоку.
После заливки форму достают из установки и охлаждают – сначала вентиляторами, потом холодной водой. «Глина» вымывается, остаётся лишь драгоценная «ёлочка» – почти готовые кольца, элементы серег и подвесок.
Иногда на этапе литья добавляют и камни. Для драгоценных камней такую технику не применяют: она опасна для природных минералов. Для сапфиров, бриллиантов, рубинов и изумрудов используют ручную закрепку камней. Но недорогие вставки (в основном искусственного происхождения) могут заливать металлом. Во-первых, это удешевляет процесс изготовления украшений, во-вторых, сегодня эта технология нередко позиционируется как модный приём для создания авторских украшений, популярный у начинающих ювелиров.
Камень Опока: исторические данные
Камень Опока получил своё название от впадающей в Вильву речки Опока, которая часть своего пути проходит под этим камнем. Речка, в свою очередь, получила свое название от породы, которую добывали в её верховье. Породу эту использовали для изготовления опок (литейных приспособлений, служащих для удержания формовочной смеси). В самом камне Опока так же присутствует данная порода.
Подтверждает добычу ископаемых и наша находка. В лесу мы нашли часть подъёмного механизма. Старый, весь покрытый ржавчиной коловорот. Точно такой же мы потом видели в конструкции старого колодца в посёлке Утёс.
Такой ржавый коловорот мы нашли в лесу на обратном пути (фото Дмитрия Махнёва)
Финишная обработка ювелирных изделий
После отливки и промывки готовые элементы отправляются на дальнейшую обработку – их зачищают от огрехов литья, шлифуют и полируют, кольца – доводят до нужного размера, серьги и подвесы скрепляют в единое украшение (например, как серьги с жемчужинами на подвесе), добавляют драгоценные вставки и отправляют в Пробирную палату. Там драгоценности проходят проверку и получают знак качества – пробирное клеймо.
Нужно отметить, что финальная обработка качественных украшений и массового продукта отличается. Так, для недорогих ювелирных изделий вместо ручных процессов шлифовки и полировки применяется галтовка. Украшения помещают в центрифугу с абразивным материалом, например, дроблёной скорлупой ореха или пластиковыми гранулами. Качество такой обработки ниже, но она позволяет предложить рынку дешёвые золотые и серебряные украшения.
Высший пилотаж мастеров ювелирного дела – закрепка. Даже самые прочные из драгоценных камней, бриллианты, сломаются при неаккуратном обращении. Закрепить вставку необходимо надёжно и при этом деликатно. Это кропотливая ручная работа, требующая выдержки и потрясающей точности исполнения. Представьте, сколько времени ушло на это кольцо на 2 пальца в виде змейки с изумрудными глазками и чешуей из белых и черных бриллиантов! С драгоценными камнями работают только мастера высшего класса. Ручная закрепка не идёт в сравнение с машинной. Последняя не может обеспечить надёжного результата, но даёт большую экономию.
Камень Опока: что посмотреть
Попетляв по лесу мы, наконец, подошли к долине речки Опока. Местность изобилует карстовыми воронками разных размеров, в основном закрытыми, но в некоторых были входы в пещеры. Встречались и небольшие озёра, образовавшиеся в воронках.
Нашли вход в пещеру в очередной воронке
Первым делом отправились к месту «внырка» речки Опока. Здесь, в скале, заканчивается её надземное русло, далее часть пути она проходит по дну Большой Опокинской пещеры. Чуть выше в скале есть грот, в котором находится вход в пещеру.
Через несколько метров речка Опока нырнёт под камень
Скалистый склон камня Опока. В левом нижнем углу грот со входом в Большую Опокинскую пещеру
Затем отправились к конечной точке нашего маршрета – на вершину камня Опока. С вершины открывается великолепный вид на Вильву. Как на ладони видны два острова – ниже по течению остров Рыбинский, выше крупный остров, название которого узнать не удалось. С камня так же видно, как речка Опока, уже вынырнула на поверхность и впадает в Вильву. На «вынырок» можно посмотреть спустившись с камня со стороны Вильвы. Мы не сходили, не хватило времени.
Вид с камня Опока
Вдали виднеется остров Рыбинский
Ещё один вид с камня Опока
К сожалению, не совсем повезло с погодой, было пасмурно. В солнечный день панорама заиграла бы более яркими красками. Но в целом остались довольны увиденным.
Ходили в ноябре по первому снегу, когда уже не было травы и ещё не было сугробов. Неплохой вариант в качестве тура выходного дня, особенно когда везде уже побывал и не знаешь куда сходить. Простой несложный маршрут, красивая панорама.
Как упрощают технологию ювелирного литья
Как вы уже поняли, полный цикл литья золотых украшений – процесс трудоёмкий, требующий высокого уровня владения технологией и дорогостоящего оборудования. Однако сделать кольцо или серьги на заказ предлагают не только крупные ювелирные компании, но и частные ювелиры. Неужели мастерская каждого из них оснащена так же хорошо?
Конечно, нет. Ювелирное литье – технология популярная, а потому ювелиры, которые не хотят или не могут проводить полный цикл производства, пользуются готовыми «полуфабрикатами». Одноразовая опока для литья ювелирных изделий – это товар, который можно недорого купить в Китае. Также предлагаются готовые восковки. Если вы зайдёте на форум или в группу ВК, где общаются ювелиры-частники, то увидите множество объявлений вроде «Ищу такую опоку» или «Есть у кого-нибудь восковка с гербом СССР?».
Нужно понимать, что литье на заказ украшений в готовых опоках или по готовым восковкам нельзя назвать авторской работой по индивидуальному эскизу, ведь изделие создается по шаблону. Если ваша цель – сэкономить, возможно, изготовить под заказ кольцо с использованием готовой опоки будет дешевле, чем купить такое же готовое в магазине. Однако нужно трезво смотреть на вещи и понимать, что эксклюзивным такое украшение назвать нельзя. А вот качество литья с помощью китайской одноразовой опоки оставляет желать лучшего.
Петербургский завод Дива – это полный цикл производства золотых украшений. Наши коллекции изготавливаются по авторским эскизам художников Дива небольшими тиражами. Наш принцип – соединение новых технологий и актуальных тенденций в дизайне с традициями старой ювелирной школы. Вот почему мы не применяем автоматизацию там, где ручной труд обеспечивает лучший результат. Мы также изготавливаем эксклюзивные золотые украшения на заказ.
В словаре Даля
ж. меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина, для обмазки щелей в избе, особ. мергель, глина для отливки чугуна, меди арх.- мез. алебастр. | Мягкое и рыхлое вещество вообще, пушина. | Иней на деревьях, косматая изморозь, кухта, куржа, куржевина, твер. ивень. Густая опока (на деревьях), к урожаю овса. Опочистая, опоковатая почва, белая, известковатый суглинок. Опоковая калыпь, опоковый льяк, форма для отливки. Опока садится на деревья, когда отпустит, после сильных морозов: сырость воздуха мерзнет на промерзхом дереве, накипает, опекает его; вязкая глина, опока, пристает к сошнику и заступу, липнет или опекает. Опочник м. опоковый, опочный камень, мергель, туф.