Техники изготовления и варианты поделок из металла


Просмотры: 13 488

В прошлом изделие изготовлялось вручную техникой дифовки, чеканки и монтировки, в настоящее время, при серийном производстве, изделия чаще всего штампуют. После соответствующей подготовки (обезжиривание и травление) лицевая поверхность изделия, подлежащая росписи, покрывается тонким слоем эмали, которая должна служить фоном; в настоящее время это чаще всего светлые тона (белый, голубой), однако в прошлом, например, знаменитые французские лиможские эмали писались на темном фоне, киевские эмали (XVII и XVIII вв.) писались на темно-коричневом, а в Москве в XIX в. — чаще всего на черном фоне.

Материал и технология его обработ­ки— это лишь средства выражения художественно-образного со­держания произведения. Если они превращаются в самоцель, ког­да художник излишне любуется фактурой поверхности при чеканке или увлекается случайными цветами побежалостей при термиче­ской обработке металла, они утрачивают способность служить средствами выражения содержания, и тогда поверхностно обрабо­танная материальная форма предмета превращается в формаль­ный символ.

Историческая сводка

Поделки из металла люди начали изготавливать сразу после открытия этого материала, его первичной обработки. Сначала это были простые орудия труда, посуда, емкости, оружие, но постепенно люди начали изготавливать из металлов декоративные поделки, изделия, которые использовались в качестве валюты. Постепенно появились новые виды металлов, сплавов, способы обработки.

Гравировка (гильоше)

Ведущие ювелиры Европы — от парижан Лалика и Вевера до мастеров Москвы и Петербурга — охотно обращались и к новым материалам и техникам эмальерного производства: ярким декоративным эмалевым лакам, эмалям с эффектом опалесценции (рассеивания света), столь любимым в эпоху модерна, и к волшебным нежным оконным, или витражным, эмалям. Предметы, украшенные оконной эмалью, особенно нарядны. Нанесённые на прорезной или ажурный сканый узор, они, если рассматривать их на свет, производят эффект, подобный витражу. Хрупкие и сложные в исполнении, эти изделия требовали от мастера исключительной аккуратности, и потому работа с ними была доступна лишь избранным фирмам.

Резьба, гравирование — древнейший художественный приём обработки металлов, дерева, кости и камня, известный человечеству на протяжении тысячелетий. В его основе — нанесение на поверхность изделия линейного рисунка или узора. Со временем мастера от плоскостной резьбы перешли к гравюре, позволявшей придать изображению трёхмерность, объёмность. В России технику гравировки освоили на рубеже XVII—XVIII вв. Одним из выдающихся резчиков того времени был мастер государевой Оружейной палаты Василий Андреев. Нанесённые резцом изображения или узоры служат первым этапом работы над изделием, украшаемым чернью, но при этом линия резьбы вынимается несколько глубже, чем обычно.

Техники изготовления

Существуют разные техники изготовления поделок из металла. Они отличаются применяемым оборудованием и инструментом, принципом воздействия на материал.

Горячая и холодная ковка

Техники обработки металла отличаются особенностями проведения работ, используемым оборудованием, возможностями:

  1. Горячая ковка. Материал размягчается под воздействием высокой температуры, становится более податливым. Преимущество — работа с деталями большой толщины. Недостаток — при работе используется специальная печь или горн.
  2. Холодная ковка. Кузнец изменяет форму металлических заготовок с помощью ручных станков, которые работают по принципу рычагов. Они изготавливаются своими руками.

С помощью холодной ковки нельзя обрабатывать металлические заготовки большой толщины, невозможно изготавливать изделия сложно формы.

Фото 926

Арт-сварка

Выполняется с помощью газовой сварки. При правильном нагревании металлических поверхностей можно добиться интересного визуального эффекта, цвета побежалостей.

Филигрань

Сложная техника, которая используется при изготовлении украшений. Изделия делают из проволоки, инкрустируют драгоценными камнями. С помощью этой техники можно сделать отдельные узоры и закрепить их на основании.

Чеканка

Оттиск изображений на металлических поверхностях. Выполняется с помощью промышленного оборудования или штампами при предварительном нагревании металла.

Литье

Техника, с помощью которой можно изготавливать поделки разной формы, размеров. Металл расплавляется с помощью промышленной печи, разливается по подготовленным заранее формам.

Плавка металла (Фото: Instagram / nornickel_official)

Сережки

Мастер класс по украшениям из проволоки проходят обычно с теми же вспомогательными предметами. Опять работа вся строится с петельки у основы. Под ней надо прикрутить восьмёрку. Повторяем все снова и снова. Перерезаем проволочку и все закрутим покрепче.

После этого уже работа строится с бусинами. Концы закручиваются в небольшую петельку, протягивается в этом место бусина, Плоскогубцы помогут потом сформировать по обеим сторонам петли. Концы обратно закручиваются.

Инструменты и оборудование

Выбор инструментов, оборудования зависит от выбранной техники обработки металлических заготовок. Популярные методики — холодная, горячая ковка, простая механическая сборка поделок с помощью ручных, электроинструментов. Оборудование, инструменты для горячей ковки:

  • наковальня;
  • печь, горн;
  • клещи, молоты;
  • вилки для гнутья;
  • тиски;
  • сварочный аппарат;
  • кузнечное зубило;
  • гвоздильни;
  • подсечки из стали;
  • гладилки;
  • подбойки, пробойник;
  • болгарка;
  • дрель с оснасткой.

Для холодной ковки используются аналогичные инструменты, но без печи, горна, наковальни. Также понадобится специальные станки для обработки металлических заготовок. Ручной инструмент для холодной ковки:

  1. Гнутик. Механизм для сгибания полос из металла, арматуры.
  2. Волна. Ручной станок для создания колец, синусоидов из металлических полос, полых трубок, прутьев. Готовые детали нужны для изготовления масштабных узоров.
  3. Улитка. Ручные механизмы для сгибания арматуры в спирали. Ограничение в диаметре обрабатываемых заготовок — 12 мм. Можно делать изгибы разного радиуса.
  4. Фонарик. Ручной гибочный станок, которые предназначен для изготовления декоративных элементов.
  5. Твистер. С помощью этого механизма можно скручивать полосы, чтобы получать вытянутые спирали.

Также может понадобиться гидравлический пресс.

Дрель (Фото: Instagram / _instrument_ua_)

Чернение

Чернение — древний способ декорирования изделий из серебра и золота. Сущность его заключается в нанесении на гравированную поверхность металла жидкого сплава (черни), в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. Цвет и блеск черневого узора или изображения может варьироваться от бархатисто-чёрного до голубовато-серовато-чёрного. Ещё в XVI в. в «Трактате о златокузнечестве» Бенвенуто Челлини описал несколько рецептов черни. Тонко измельчённый порошок разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до состояния жидкой сметаны. Этой смесью покрывают узор либо фон изображения. После обжига при температуре 300—400 °С с изделия снимают лишние натёки; далее следует полировка, и тогда черневое покрытие приобретает свойственные ему блеск и чёткость. Изделия, украшенные в этой технике, были известны ещё во времена античности. Их упоминает Плиний Старший. В Средневековье прекрас¬ную чернь изготовляли мастера Византии, Ближнего Востока, Италии, Кавказа, Древней Руси. Благородная роскошь отличает работы «черненых дел умельцев», служивших в мастерских Московского Кремля в XVI— XVII вв. К возрожденческим мотивам восходит ритмичный орнамент травных завитков, декорирующий борт золотого блюда весом почти 3 кг, служившего свадебным подарком Ивана Грозного его второй жене черкешенке Марии Темрюковне. По преданию, оно было поднесено молодой царице после первой брачной ночи: на нём лежал её новый головной убор — бабья кика, сменившая девичий кокошник и брачный венец. Прекрасно сочетаются чернение и крупные драгоценные камни, украшающие золотое кадило в форме одноглавой церковки, пожалованное царицей Ириной Годуновой в усыпальницу московских государей — Архангельский собор Кремля на помин души её мужа царя Фёдора Ивановича. В XVIII в. искусство черневой гравюры ярко проявилось в работах мастеров Великого Устюга и Тобольска. Черневая графика с изображением памятников древнерусской архитекту¬ры на фоне густых трав, наведённых по глубокой резьбе, украшает изделия, созданные в конце XIX в. мастерами фабрик московского купца Василия Семёнова и в мастерских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова. Здесь, как и в изделиях ХУШ в., чернение на серебре сочеталось с красивым золочением. В наши дни эта древняя техника сохранилась на Северном Кавказе, в ауле Кубачи, и далеко на севере России, на знаменитой фабрике «Северная чернь» в Сольвычегодске, где создают разнообразные серебряные украшения: браслеты, серьги, кольца, кулоны, роскошную посуду и предметы культа. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать наш один из самых популярных лотов чарка в виде гусарского кивера.

Варианты поделок

Существуют разные поделки. Они делятся на несколько групп по сложности, предназначению.

Простые

К простым относятся 2-д поделки. Это могут быть плоские декоративные элементы для украшения стен, окон, дверей.

Сложные

К ним относятся объемные поделки — фигурки разных животных, птиц, рыб, людей, машин, зданий и т. д.

Для праздника

Для праздника подойдет любое изделие из металла, которое будет украшено. Декорировать изделия лучше цветными камнями.

Для дома

Популярные украшения для дома — статуэтки на полки. Можно сделать металлические ветви-вешалки на стены, окантовку для картин, фотографий.

Для гаража

Для гаража лучше делать функциональные поделки — красивые ящики, полки, стеллажи, украшенные ветвями из металла и т. д.

Кованый стеллаж (Фото: Instagram / shabbyroom_ru)

Для сада

Для сада можно делать большие декоративные изделия. Важно дополнить их горками, чтобы можно было выращивать растения, создавать цветочные композиции.

Для школы

Для школьника подойдут красивые фигурки разных персонажей из комиксов, популярных мультиков. Дополнить их можно отверстиями в которых буду закрепляться письменные принадлежности.

Начинающим

Что понадобится чтобы сделать украшение? Обычно тут приступают к самому очевидному методу – обводке. Для этого необходимо взять латунь, алюминий, серебро и прочие металлы. Толстенькая проволока нужна просто для основания этого изделия, а тонкой уже потом можно все переплести под правильным углом.

Сюда ещё часто добавляют разные умельцы камни, бисер и бусы. Получаются потом просто замечательные простенькие колечки.

Пошаговое изготовление

Учиться изготавливать поделки из металла можно с пошаговых инструкций, обучающих видео. Необязательно искать специалиста в этой области, пытаться договориться об обучении. Важно подготовить требуемые материалы, инструменты, выполнить работы поэтапно.

Роза

Расходные материалы и инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • проволока;
  • заточной камень;
  • болгарка с дисками, молоток;
  • ножницы для металла;
  • плоскогубцы;
  • краска для металлических поверхностей.

Процесс изготовления розы:

  1. Из листа стали вырезать лепестки будущего цветка. Они должны быть разных размеров, чтобы роза получилась естественной, красивой.
  2. Точильным камнем обтесать края лепестков.
  3. Скрутить металлический прут спиралью с помощью плоскогубцев.
  4. Основания лепестков сварить. Сверху закруглить их в разные стороны плоскогубцами.

Дополнительно нужно сделать стебель, листья, шипы. После изготовления поделки нужно покрыть ее краской для металла.

Роза из металла (Фото: Instagram / kuznya161)

Бабочка

Бабочку можно сделать из проволоки. Важно, чтобы она была прочной, но сохраняла гибкость. Принципы изготовления:

  1. Чтобы не сломать проволоку, работы нужно выполнять руками, без инструментов.
  2. Скрутить овалы, которые в дальнейшем будут крыльями. Внутри их рекомендуется украсть орнаментом, декоративными элементами.
  3. Туловище будет проще сделать из обрезка металлического прута, которые нужно обмотать проволокой.
  4. Добавить усики из тонкой проволоки.

Останется покрасить готовую поделку серебристой или золотистой краской.

Сова

Металлическую сову проще сделать плоской. Изготовление:

  1. Нарисовать будущую сову на листе бумаги.
  2. Перенести рисунок на лист металла.
  3. Аккуратно вырезать форму будущей совы.
  4. Из отдельных листов вырезать маленькие полукруглые заготовки, которые будут перьями.
  5. Отдельно вырезать глаза, крылья.
  6. На крыльях, перьях острым инструментом процарапать углубления.

Останется соединить части вместе, покрасить сову. Ковка птиц в объеме — сложная задача, которая потребует практических навыков.

Сова (Фото: Instagram / i_ron_art)

Крыса

Расходные материалы, инструменты:

  • металлические листы;
  • стальные пруты;
  • сварочный аппарат;
  • металлическая труба;
  • дрель с оснасткой;
  • болгарка с дисками;
  • проволока;
  • ножницы по металлу;
  • металлические шарики.

Процесс изготовления мыши:

  1. От металлической трубы отрезать две одинаковые части. На одном из отрезков сделать несколько вертикальных прорезей, чтобы получилось сделать конус. Повторить процедуру с другим отрезком.
  2. Два конуса сварить между собой так, чтобы один был расположен поверх другого горизонтально. Зачистить сварочный шов.
  3. Сделать еще 4 небольших конуса, которые будут лапами крысы. Приварить их к туловищу с головой.
  4. Хвостом будет проволока.
  5. Останется приварить уши из овальных металлических пластинок и усы из тонкой проволоки.

Последний этап — покраска.

Крыса из металла (Фото: Instagram / oleg_turkovskiy)

Рыба

Рыбу лучше делать из проволоки. Изготовление:

  1. Нарисовать эскиз будущей рыбы.
  2. Разложить проволоку поверх рисунка так, чтобы обвести ее по контуру.
  3. Связать между собой отдельные части тонкой проволокой.

Пустые пространства заполнить декоративными элементами.

Проволочные технологии

Основой украшений, изготовленных этим методом, является проволока. Её изготавливают методом волочения — прокатом металла с постепенным вытягиванием и уменьшением диаметра проволочной заготовки до нужного. Затем из полученной проволоки плетут ручным или машинным способом различные виды изделий, такие как цепи и браслеты, или используют проволоку как деталь украшения, элемент декора, в соответствии с замыслом дизайнера.

Существуют и другие технологии обработки драгоценных металлов, но основная масса украшений изготавливается одним из этих способов или их комбинацией. Специалист ювелирной отрасли обязан с первого взгляда определять, какие из базовых технологий применялись при производстве украшения.

В следующей статье мы подробно остановимся на стадиях производства ювелирных изделий. Этот сложный процесс очень интересен и показывает, сколько технологий и специалистов нужно, чтобы создать каждое украшение. Не пропускайте наши статьи и новости: подпишитесь на «Серебро» в Viber, Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: