Как выглядит и как расшифровать ювелирный именник? Именник производителя ювелирных изделий

Музей торговли — Товарный словарь — Ювелирные изделия (Часть 2)

Ювелирные изделия (Часть 1)

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением ассортимента и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины. Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой. Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции. В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены. Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия. Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Государственное пробирное клеймо

Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%. Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава. Контроль над пробой – прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России – будь то отечественное производство или импорт, – маркируются пробирным клеймом. Маркировка не ставится на:

  • монеты, прошедшие эмиссию;
  • самородки, использованные в «ювелирке»;
  • государственные награды;
  • сусальное золото и серебро;
  • мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.

В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:

  • 375, 500, 583, 750 и 958 – для золота;
  • 750, 800, 875, 916, 925 и 960 – серебро;
  • 950 – платина;
  • 500 и 850 – палладий.

Содержание металла должно соответствовать регламентированным значениям, его доля в изделии не может быть меньше нанесенной пробы. В импортном изделии она может быть немного больше. Опробование и нанесение маркировки реализуют госинспекции пробнадзора.

Методы проставления

Как ювелир проставляет клеймо

Наиболее старым и распространенным методом клеймления является механический. При этом оттиск на изделии делается вручную — к поверхности металла приставляется специальный инструмент, по которому наносится удар молотком. Позднее аналогичная операция стала проводиться с помощью станка. Клеймо при этом выходит четким и долго сохраняется. Однако при таком методе изделие может деформироваться.

С развитием ювелирных технологий широкое применение стали находить искровой и лазерный способы. Такие методы требуют более тщательной подготовки металла.

Клеймо на золотых изделиях, выполненное с помощью лазера, отличается высоким качеством и может быть нанесено на любой рельеф. К недостаткам можно отнести нестойкость — при ежедневном контакте клейма с поверхностью кожи срок его жизни не превышает 5 лет.

Значение цифр на изделиях

Постановкой проб на ювелирных изделиях занимается пробирная инспекция. Это касается как частных мастерских, так и крупных ювелирных предприятий. Физическое лицо также может обратиться в это учреждение для постановки пробы на ювелирное украшение. Для этого в офисах отведены специальные дни приема. Процедура проводится в течение нескольких рабочих дней.

С чего начать? С основы основ

Для начала, посмотрите, какие бывают пробы и что они значат, в статье ТД Серебро о серебре.

На каждом украшении из драгоценного металла, изготовленном и продаваемом на территории Российской Федерации, законом установлено наличие двух оттисков:

  1. клейма Российской государственной пробирной палаты (с 2021 года — Федеральной пробирной палаты);
  2. именника.

Содержание драгоценного металла в сплаве контролирует государство. Оно регламентировано постановлением Правительства РФ от 6 мая 2021 г. N 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов». Изделия из драгоценных металлов, изготовленные в РФ, а также импортированные для продажи, должны клеймиться государственным пробирным клеймом и соответствовать российской системе проб.

Процедура опробования и клеймения осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации.

Системы пробирования

Самые популярные – метрическая и каратная. О них и о других существующих системах измерения проб я расскажу ниже. Таблица их соответствия выглядит следующим образом:

МетрическаяКаратнаяЗолотниковаяЛотовая
3759366
50012488
583, 58514569
750187212
1000249616

Каратная

Применяется в США, европейских странах. Обозначение пробы в каратах показывает, сколько частей чистого золота находится в 24 частях сплава. Чтобы перевести метрическое значение в каратное, нужно умножить его на 0,024.

Как выглядит и как расшифровать ювелирный именник? Именник производителя ювелирных изделий

Метрическая

Самая популярная система. Используется в большинстве стран мира, в том числе в России с 1927 года. Показывает, сколько золота содержится в 1000 единиц сплава.

Как выглядит и как расшифровать ювелирный именник? Именник производителя ювелирных изделий

Золотниковая

Клеймение по золотниковой системе применялись в Российской империи, потом в Советском Союзе до 1927 года. Сейчас оно не используется. За основу измерения брали фунт, состоящий из 96 золотников. Соответственно, золотниковая проба показывает, сколько единиц золота содержит 96 единиц сплава.

Как выглядит и как расшифровать ювелирный именник? Именник производителя ювелирных изделий

Лотовая

Эта система пробирования тоже из прошлого. Ее использовали в средние века западноевропейские народы – кельты, немцы, скандинавы. Раньше масса драгметалла исчислялась в марках, состоящих из 16 лотов. Такая проба показывает, сколько лотов золота в одной марке сплава.

Как выглядит и как расшифровать ювелирный именник? Именник производителя ювелирных изделий

Самые популярные пробы

На большинстве ювелирных украшений проставляются такие пробы: 375, 500, 585, 750. 375 золото считается низкопробным. Такое изделие имеет обычно желтый или красноватый оттенок, со временем тускнеет.

Средняя группа (500 и 585 пробы) – самая популярная. Такое соотношение драгметалла и лигатуры в сплаве делает вещь прочным, носким без потери внешнего блеска.

Украшение 750 пробы считается высокопробным. Сплав имеет яркий желтый цвет. Даже в белом золоте отчетливо видна золотая желтинка. В лигатуре 750 сплава обычно присутствуют другие драгоценные примеси – серебро, палладий, платина.

958 проба золота встречается редко. Такие драгоценности мягкие, легко поддаются деформации. Для чеканки монет обычно применяют 900 пробу.

Зарубежные именники

Если зарубежное ювелирное изделие было ввезено для личного пользования, наносить на него клеймо нет нужды. Но если товар импортируется для последующей продажи, на нем проставляют российскую пробу. А вот именник ставить не обязательно: у каждого государства свои цифро-буквенные обозначения и порядок составления именников. Расшифровать, кто именно изготовил ювелирное изделие за границей, не всегда возможно.

О чем может рассказать именник ювелирного изделия

В некоторых европейских странах действуют положения международной Венской конвенции. Она предполагает установку общего клейма с официальным знаком «Весы», которое можно встретить на корпусах часов. Другая ассоциация Emagold, включающая 120 крупнейших ювелирных предприятий Европы, использует клеймо в виде восходящего солнца.

Видео

Достоинства и недостатки 750-ой пробы золота

750-ая проба золота не так популярна среди покупателей как 585-ая, однако также пользуется спросом. В ее составе присутствует более высокое долевое содержание чистого золота, которое значительно повышает стоимость сплава, а заодно и конечного изделия. Такие украшения считаются более элитными, хотя имеют ряд существенных недостатков, среди которых:

  • слабая прочность из за мягкости сплава;
  • низкая устойчивость к механическим повреждениям;
  • более высокая цена.

Как выглядит и как расшифровать ювелирный именник? Именник производителя ювелирных изделий

Расшифровка пробирного клейма

Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:

  1. знак удостоверения нашего государства – это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
  2. знак пробы.

Пробирное клеймо:

1 — Шифр государственной инспекции пробирного надзора 2 — Знак пробирного удостоверения 3 — Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эскизы пробирного клейма на золоте:

Эскизы пробирного клема для серебра:

Как отличить настоящее золото от подделки

Покупка ювелирных украшений — дело не только приятное, но и ответственное. Подлинность далеко не дешевого приобретения — главная задача, стоящая перед каждым покупателем

Не всегда есть возможность обратиться к ювелиру за консультацией, поэтому не лишним будет вооружиться некоторыми советами специалистов.

Доверяй, но проверяй

В одной из передач на Первом канале говорилось, что 50%, если не больше, всего продающегося золота в стране — подделка. Даже если на изделии стоит проба, это еще не гарантия его подлинности. За разъяснениями пришлось обратиться к знакомому ювелиру:

— Если даже самый раскрученный ювелирный магазин предлагает золотое изделие по цене меньше 1,5 тысячи рублей за грамм в рамках скидочной акции или нет, это, скорее всего, подделка. Несмотря ни на что, надо обязательно смотреть пробу. Для этого можно предусмотрительно захватить с собой лупу.

Настоящее клеймо золота 585-й пробы выглядит так: оттиск в форме лопаточки вдавлен в металл, внутри изображены лицо девушки в кокошнике, которая смотрит вправо прямо на цифры 585, а также буква, которая обозначает инспектора, клеймившего изделие. Если на клейме изображена не девушка, а серп с молотом, то изделие производства советских времен.

В те времена, кстати, подделок практически не было. В магазине можно проверить изделие на зуб, если позволит продавец. Золото — мягкий металл, оно с легкостью поддается прикусу, могут даже остаться небольшие следы зубов.

585-я проба означает, что в материале содержится 58,5% чистого золота. Самая низкая проба у нас в стране — 375-я. Как ни странно, цифру 375 часто можно встретить на украшениях, произведённых в Германии и Англии. Иногда встречаются украшения из золота 957-й и 999-й пробы, они самые дорогие.

Вот еще несколько простых советов, которыми поделился профессионал:

— Покупайте золото исключительно в магазинах. У продавца можно потребовать сертификат на выбранный товар, чтобы убедиться в его подлинности.

— Хорошо, если на изделии кроме пробы будет красоваться и оттиск фирмы-производителя. Это гарантия высокого качества и ответственности за товар.

— Если бросить кольцо ребром на кафельный пол, оно будет прыгать, другой металл — нет.

— Если посмотреть на золотое изделие на солнечном свете и в тени, то оно будет одинакового цвета в обоих случаях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: