Когда дома скопилось приличное количество украшений, пришедших в негодность или ставших немодными, можно пойти на изготовление золотых изделий из своего золота. Таким видом услуг занимаются небольшие ювелирные компании и частные мастера. В этом случае можно значительно сэкономить, ведь платить придется лишь за работу, а львиную долю стоимости готовых украшений составляет именно драгметалл.
На выходе вы получите уникальную вещь, которую могут сделать даже по вашему эскизу. Изготовление ювелирных изделий из своего золота привлекает возможностью получить эксклюзивный продукт, но идти на этот шаг нужно после тщательных размышлений. Существует много подводных камней, которые необходимо изучить, прежде чем отправляться к первому попавшемуся ювелиру.
Из каких золотых изделий сделают новые украшения
Многие частные мастера или мелкие ювелирные компании работают исключительно с золотом заказчика, поскольку свои запасы металла им держать дорого. Но какое золото нужно туда нести, чтобы ювелир его стопроцентно принял? Список принимаемых в работу изделий можно найти на сайтах частных компаний или справиться об этом непосредственно у мастера.
Как правило, на переплавку с последующим изготовлением нового украшения принимают такие золотые изделия:
- старые кулоны, перстни, кольца;
- порванные цепочки и непарные серьги;
- вещицы с потерянными вставками;
- зубные коронки и зубопротезные диски;
- золото в слитках;
- памятные монеты и их лом;
- золотые пластины.
Важное примечание касается зубных коронок. Ювелиры преимущество предпочитают иметь дело с этими предметами не ниже 750-й пробы. А зубопротезные диски из золота обязательно должны быть с оттиском товарного знака завода, изготовившего их. Аналогичное требование применяется и к золотым пластинам — на их поверхности также должен присутствовать хорошо различимый оттиск с данными об изготовителе.
В остальном у ювелиров нет жестких условий. Они готовы принимать для работы изделия разной пробы, но не ниже 500-й, так как в более низкокачественном золоте больше меди, чем самого драгоценного металла. Цвет же сдаваемого на переплавку лома может быть любым — желтым, белым, красным или розовым.
В то же время существует четкий список золотых изделий, которые у вас не примут на изготовление из них новых украшений ни в одной мастерской. К перечню запрещенных предметов относятся следующие:
- золото в самородках;
- пластины без именников (оттисков) производителей;
- предметы лабораторного или промышленного назначения;
- золотые опилки и стружки;
- медали и ордена.
Обращаясь за услугами к ювелиру, обязательно уточните у него, какое количество украшений вам необходимо сдать для создания того или иного изделия. Дело в том, что во время изготовления нового украшения обязательно понадобится чуть больше золота, чем в нем в итоге будет содержаться в готовом виде. Причиной этому является угар металла при его переплавке. Еще небольшое количество золота становится мелкой пылью во время шлифовки и полировки отлитого украшения.
В среднем потери составляют порядка 10 %. Причем, процент увеличивается, когда вещь, которую клиент выбирает для заказа, будет небольшого веса — чем крупнее изделие, тем меньше золота потеряется при его изготовлении.
История древнейшего украшения
Сегодня нам доподлинно неизвестно, где жил тот умелец, который первый придумал делать звенья из драгоценного металла и соединять их между собой. Неизвестно, как его звали. Одно несомненно: это случилось очень и очень давно. Ведь впервые модные золотые цепи появились практически в одно и то же время в Древней Греции и в Древнем Египте. Правда, «модной» по тем временам считалась исключительно массивная цепь, которую могли себе позволить только очень состоятельные мужчины.
Считается, что солнцепоклонники украшали себя изделиями из желтого металла, чтобы уважить божество и уподобиться ему. А знатные граждане Греции и Египта, как свидетельствуют раскопки, всегда были погребены в полном облачении: оно включало в себя в том числе тяжелейшие золотые цепи.
Шло время, и «мужское» украшение облюбовали представительницы прекрасной половины человечества. Тогда стильная золотая цепочка стала гораздо тоньше и легче и в общем приблизилась к тому виду, который мы знаем сейчас. Тогда же фантазия девушек разыгралась, и женские цепочки стали носить не только как отдельное ювелирное изделие, но и как основу под кулон. А кроме того, подобный аксессуар стали надевать не только на шею, но и на руку, ногу и даже вплетать в прическу.
Свои нагрудные украшения существовали и у наших ближайших предков. Так, например, до XIII века на Руси было модно украшать себя так называемыми «привесками». Так назывались обереги из металла или камня, которые были подвешены на цепочку.
Интересно, что мода на конкретную форму звена была очень изменчивой. И только спустя долгое время были определены самые популярные геометрические фигуры, из которых изготавливали звенья цепи. Это были:
- кольца;
- овалы;
- квадраты;
- ромбы.
Вопрос, как делать цепочки, тогда просто не задавали: исключительно вручную. Разумеется, никаких машин и механизмов наш древний предок еще не знал, и поэтому каждое украшение изготавливалось золотых дел мастером — цепевязом. В том числе и поэтому цепочка воспринималась как очень дорогой аксессуар. Оплатить стоимость драгоценного металла и услуги цепевяза могли себе позволить очень немногие, поэтому в Средневековье такое украшение долго оставалось неизменным символом богатства и высокого положения в социуме.
Как это часто бывает, машинный труд ценится гораздо меньше ручного. И потому появление цепевязальных станков частично решило проблему заоблачной стоимости золотых украшений.
Франция оказалась первой страной, в которой машинная вязка цепей была поставлена на поток. Во время Французской революции (а это конец XVIII века) впервые был изготовлен станок для плетения цепочек. Он значительно упрощал производство украшений и удешевлял его. Интересно, что основой для первого станка послужила… швейная машинка. Специалисты стремились сделать так, чтобы станок повторял движения человека, мастера, — только, разумеется, делая это быстрее и совершеннее.
Спустя время появились компании, которые специализировались именно на изготовлении таких вот цепевязальных станков. Дело стало прибыльным, а в выигрыше оставались все: и производители станков, и ювелиры, и конечные потребители.
Доступность и престиж
Собственно, только в середине прошлого столетия золотые украшения стали доступны очень многим людям. Разнообразные аксессуары, выполненные из главного драгоценного металла, украсили образы модников и модниц. И хотя сегодня золотые цепочки лишены того статуса, который был у них десять веков назад, они по-прежнему остаются престижным и востребованным украшением. Причин тому может быть несколько.
- Символика круга. Какими бы современными людьми мы себя ни считали, где-то глубоко в подсознании у многих остается вера в приметы, которые были важны для наших далеких предков. Круг в сознании древних — символ идеала и самый мощный оберег. А цепочка состоит из множества маленьких кружочков-звеньев, которые оборачиваются вокруг шеи в большой круг. Цепь, таким образом, — это защита. Пусть и на подсознательном уровне.
- Символика золотого металла. Золото — символ Солнца. Вспомните, как часто зимой или в пасмурные дни нам не хватает тепла и света нашего солнышка. Золото — «представитель Солнца на Земле» — способен восполнить недостаток энергии в организме, подзарядить вас и подарить оптимизм и успешность.
- Универсальность. Не существует человека, которому не пошла бы золотая цепочка. Таких просто нет. Тонкая, толстая, простая, фантазийная, короткая, длинная — выбор поистине бесконечен.
- Сочетаемость. Такой аксессуар прекрасно смотрится на человеке любого пола, возраста, комплекции, социального статуса. Цепочка выигрышно оттеняет смуглую и бледную кожу, светлые или темные волосы, голубые или карие глаза. А главное — она идеально сочетается с любой одеждой — без исключения!
- Долговечность. При условии покупки качественного товара и аккуратном его использовании цепочка прослужит верой и правдой не только вам, но вашим детям и внукам. Как минимум.
За что вы платите
Невозможно назвать единую стоимость, которую могут назвать за изготовление нового изделия из вашего золота.
Цена зависит от множества факторов
Из чего складывается сумма | За счет чего еще она растет |
Начнем с того, что сделать кольцо из своего золота будет дешевле, чем изготовление цепочки из своего золота. | Ключевым фактором в цене является сложность создания. Кольцо в изготовлении гораздо проще, чем собранная из сотен мелких элементов цепочка. А если изделие вычурное и требует много времени для изготовления, тогда цена может вырасти из-за сложности работы. |
В основном вы платите за труд ювелирного мастера. | Но в итоговую цену входит не только непосредственный труд автора. Также в чеке будет указана стоимость за изготовление модели из воска. |
Учитывается время. | В том случае, когда новое украшение нужно сделать в сжатые сроки, тогда еще возникнет надбавка за срочность. |
Кроме того, на итоговую стоимость будет влиять вес готовой вещи, наличие в ней драгоценных камней. | Их вы также можете сдать для инкрустации либо выбрать из камней предложенных ювелиром, что тоже повлияет на цену. |
Если для изготовления выбранного изделия не хватит того золота, которое вы принесли, то нужно будет доплатить за недостающее. Но ювелиры готовы добавлять лишь малое количество собственного драгметалла — не более одного грамма — так как их запасы, как правило, невелики.
Огромным плюсом обращения к частным ювелирам за новым украшением является факт, что при желании вы можете договориться о том, чтобы часть суммы оплатить золотом. То есть, если принесенного вами металла с лихвой хватит на выбранное изделие и останется какое-то количество, тогда есть возможность рассчитать его стоимость и отнять от цены за готовое изделие. Но нужно понимать, что это золото оценивают, как лом, а потому стоимость его не слишком высока.
Если же вы не хотите включать остатки драгметалла в стоимость, тогда излишки вам обязаны вернуть. Они возвращаются в виде золотой пластины, на котором непременно должен быть нанесен оттиск с шифром ювелирной фирмы или частного мастера.
Техника на грани фантастики
Сегодня ювелирная промышленность переживает невероятный расцвет. Регулярно появляются новые техники плетения, совершенствуются уже существующие. Именно поэтому сегодня очень много вариантов того, как делают золотые цепи.
Способы изготовления цепочек
Всего различают три самых главных способа изготовления плетеных аксессуаров:
- машинная вязка;
- ручная вязка;
- штамповка.
Впрочем, это не значит, что вы можете выбирать способ вязки по вашему желанию. Одни цепочки плетутся только так, другие — иначе. Но разобраться в технике плетения очень полезно. Ведь от способа вязания цепи зависит прочность изделия, его износостойкость, долговечность. Некоторые цепочки ремонтируются просто, другие — сложнее или вообще не подлежат ремонтным работам после деформации. Перед покупкой этого не самого дешевого украшения разумно будет владеть всей информацией.
Цепочки машинной вязки
Как правило, конечным результатом машинной вязки будет небольшое и легкое аккуратное изделие с маленькими звеньями. Обычно его вес колеблется в пределах одного грамма. Наблюдать за тем, как ювелир делает цепочку, — одно удовольствие. Для этого берется тончайшая золотая проволока, из которой автомат отливает звенья. Это невероятно быстрый процесс: всего за одну секунду изготавливается 10 звеньев. Затем эти заготовки скрепляются друг с другом определенным образом, и ювелир прокаливает их в печи. Высокая температура помогает закалить изделие, сделать его прочным и долговечным.
Цепочки ручной вязки
Этот метод работы медленно, но верно уходит в прошлое: слишком он долгий и дорогой для современной жизни. Но в то же время, есть такие плетения, с которыми не справится никакая машина. Для их изготовления нужны только человеческие руки. Одно из таких плетений — суперпопулярный «бисмарк». Изделия такой вязки очень востребованы среди покупателей Gold.ua, да и во всем мире.
Ручная вязка позволяет получить настоящие произведения искусства, каждое из которых по-своему уникально. И только от мастерства ювелира зависит внешний вид и прочность такой цепочки. При грамотном соблюдении технологии и высоком профессионализме мастера цепочка, изготовленная вручную, будет наиболее надежной. Так, например, от правильно выбранной толщины проволоки зависит, согнутся ли звенья цепи, или сломаются. А речь здесь идет о десятых долях миллиметра. Если выбор оказался неверным, исправлению такая цепочка уже не подлежит.
Впрочем, нельзя сказать, что ручная вязка — «отживший» способ изготовления цепей. Понимание того, как делают золотые цепочки ювелиры, насколько это важно, присутствует и в небольших частных мастерских, и на серьезных предприятиях. Там по-прежнему дорожат исключительной работой опытных ювелиров и отдают им заказы на эксклюзивные украшения.
Штампованные цепочки
Этот способ считается самым быстрым и довольно дешевым. В ювелирном производстве существуют специальные штампы. Они накладываются на золотой лист и таким образом выдавливаются формы отдельных звеньев. Затем звенья соединяются друг с другом.
Внешний вид украшений, по мнению многих стилистов, оставляет желать лучшего. Да и прочностью и долговечностью штампованные цепочки похвастаться не могут. Ремонту штампованные цепочки практически не подлежат. И это особенно обидно, учитывая, насколько легко они деформируются. Но если вы осознаете все риски при покупке подобного аксессуара, «обязуетесь» аккуратно и нечасто его носить — то почему и нет?
Пустотелая цепочка
Нельзя не обратить внимание еще на один сравнительно недорогой способ изготовления плетеного аксессуара. Речь идет о «дутых», или пустотелых цепочках. Такие изделия сейчас крайне популярны. Ведь в моде крупные, массивные украшения. И только пустотелая цепочка позволяет создать видимость огромного изделия, но при этом не будет ни чрезмерно тяжелой, ни чересчур дорогой.
Решившись приобрести «дутую» цепь, будьте очень внимательны. Сам процесс изготовления этого изделия не отличается от машинного (поэтому и считается, что главных способов все-таки три, а не четыре). Точно так же берется тонкая проволока, формируются звенья цепи, затем изделие обжигается. В чем же отличие? В наличии так называемого сердечника. Именно он обеспечивает пустотелость в финале процесса. Вообще же сердечником называют цилиндр из недрагоценного металла (чаще всего железа), который обматывается золотом. На последнем этапе изготовления цепочки сердечник вытравливают с помощью кислоты.
Но это в идеальном случае. Малейший отход от соблюдения технологии или использование некачественного оборудования приведет к неизбежной деформации изделия при носке и невозможности ремонта. А в случае неправильного или неполного вытравливания сердечника оставшееся внутри цепочки железо может привести к фактическому «понижению» пробы изделия.
В любом случае носить «дутые» цепочки нужно очень аккуратно. Повторимся: ремонту подобные изделия, как правило, не подлежат.
Работа требует времени
Разные компании предлагают различные сроки выполнения заказов по изготовлению изделий из вашего золота. Временные рамки зависят не только от сложности выполнения заказа, но и от количества ювелирных мастеров. Поэтому некоторые фирмы обещают справиться с задачей за две-три недели, другие же сразу признаются, что на качественное выполнение заявки у них уходит от месяца до полутора. Потому если вы планируете получить золотое новое украшение к празднику, то делайте заказ заблаговременно, чтобы не переплачивать за срочность.
Впрочем, если речь идет об обручальном кольце, которое вы хотите сделать из своего золота, то сроки могут быть не такими длинными. Мастера признаются, что делать обручальное кольцо проще всего, так как оно, как правило, имеет лаконичный дизайн. Для изготовления обручального колечка ювелир раскатывает брусок золота, загибает его и сваривает золотым припоем. Потом формирует его в првильный круг и полирует, чтобы обручалка красиво блестела. Второй способ изготовления позволяет создавать идеальные, бесшовные кольца. В таком случае мастер заранее выполняет восковую модель кольца, что добавляет стоимости готовому изделию. Примечательно, что сами ювелиры признаются, что внешних отличий у таких золотых колец нет. Но многие молодожены, следуя суевериям, с удовольствием выкладывают вдвое больше денег за то, чтобы их колечки были бесшовными.
Заказать изделие из своего золота можно несколькими путями. Во-первых, клиент может выбрать дизайн аксессуара из каталога, который обязательно имеется у любого мастера или ювелирной фирмы. В некоторых случаях у них даже есть образцы, сделанные из недорогих металлов. Тогда человек может внимательно рассмотреть варианты в мельчайших деталях и выбрать наиболее подходящий для себя. Также ювелирам можно принести готовое золотое украшение, чтобы они зарисовали дизайн и сняли все мерки. Но даже если у вас есть всего лишь фотография из глянцевого журнала — такой вариант также сгодится. Мастер зарисует эскиз, создаст в специальной компьютерной программе 3D визуализацию. После того, как заказчик одобряет представленный дизайн, ювелир приступит к работе.
Клиентов всегда предупреждают о том, что если они хотят себе копию какой-то модели известного модного дома, то идентичную вещь все равно не получат. Тем не менее, можно рассчитывать на то, что ваша золотая обновка будет на 85-90 % копировать понравившуюся модель.
Как изготавливаются цепочки
Для производства правильного украшения крайне необходимо точнейшее соблюдение всех деталей процесса. И речь идет не только о качественном материале и оборудовании, но и о внимательной отстройке каждого этапа производства. Только в этом случае можно получить по-настоящему качественный аксессуар. Давайте представим, какие шаги нужно пройти золоту для того, чтобы из обычного слитка превратиться в украшение невероятной красоты.
Шаг 1
Ювелир помещает слиток золота в строгальный станок и аккуратно снимает с него стружку. Эти тончайшие частички золота и будут главным материалом для изготовления драгоценного аксессуара.
Напомним, что изначально золото — очень мягкий металл. Так, например, практически беспримесное золото 999 пробы легко поцарапать обычным ногтем. Приятный теплый желтый солнечный цвет — также очень узнаваемая характеристика золота. Именно поэтому главной задачей ювелиров при изготовлении сплава на основе золота можно считать одновременное достижение двух условий:
- повышение прочности металла;
- сохранение его привлекательного внешнего вида.
Что можно присоединить к золоту? Чаще всего речь идет о таких добавках.
- Медь. Дарит золоту красный оттенок различной степени интенсивности, делает сплав тверже, но при этом более подверженным ржавлению.
- Никель. Довольно опасное вещество, судя по последним исследованиям. Он облегчает процесс расплавления металлов, обеспечивает сплав «стальным» или едва заметным желтоватым оттенком. Но это довольно сильный аллерген. Если в украшении присутствует никель, а вы аллергик, ваша кожа довольно быстро заявит вам о недопустимости контакта с этим аксессуаром.
- Палладий. Еще один металл, добавление которого придает золоту стальной оттенок. Но кроме того палладий облегчает процесс расплавки металлов.
- Платина. Добавляя этот металл, получают белое золото. Также платина обеспечивает дополнительную прочность.
- Серебро. Придает золоту нежный желтоватый оттенок (если серебра очень немного, то сплав будет слегка зеленоватым).
- Цинк. Этот металл придает золотому сплаву нежный зеленоватый оттенок. Из минусов — изделие становится более хрупким.
На этом же этапе после снятия стружки нужно смешать золото с добавками (их называют лигатурой). Мастер максимально точно (насколько — вы даже представить себе не можете!) измеряет массы драгоценных и недрагоценных металлов, чтобы в результате получилось красивое и прочное изделие.
Шаг 2
Полученную смесь металлов необходимо расплавить. Для этого ее помещают в печь и подвергают температуре более 1000 ºС. Здесь золото приобретает специфический цвет, характерный для его разновидностей (белый, красный, желтый, розовый), и здесь же формируется та или иная проба.
Шаг 3
Расплавленную массу охлаждают с помощью воды, а затем формируют из нее цилиндрическую «проволоку», длина которой достигает двух метров. Пока это еще не совсем проволока, а только толстая заготовка для нее.
Цилиндр делится на несколько частей и «сплющивается» на прокатном станке. Теперь прутья (та самая будущая проволока) становятся квадратными. Сплющивание происходит раз за разом, пока наконец заготовка не превратится в длинную спиральную проволоку. Подобная «макаронина» достигает размера 24 метра!
Шаг 4
Полученную проволоку размягчают в специальной печи, а затем вытягивают ее до максимальной тонкости. Правильнее будет назвать эту заготовку уже не проволокой, а нитью. Когда нить достигнет нужного диаметра, ее для удобства сматывают в гигантские катушки. В среднем на одну катушку может поместиться до 3 км золотой проволоки. Затем — еще одно обязательное погружение в печь для размягчения.
Шаг 5
Только после всех этих подготовительных процессов можно начинать собственно плетение цепочки. Здесь в дело вступают цепевязальные станки, через которые пропускается нить-проволока, образуя звенья необходимой формы. Они соединяются в единую цепочку.
Шаг 6
Цепочка в принципе готова. Изделие обрабатывают особым порошком, чтобы при обязательном нагревании (вы помните, что именно оно позволяет окончательно спаяться звеньям цепи и обеспечивает ее прочность) элементы украшения не слиплись между собой. Остаются, по большому счету, пустяки: на цепочку прикрепляется замок и наклеивается бирка с указанием пробы изделия.
Шаг 7
Финальным обязательным этапом считается химическое вымачивание. Каждое изделие погружается в химический раствор (а часто не один, а 3-4) и таким образом избавляется от возможных загрязнений. Цепочка готова.
Шаг 8, дополнительный
Иногда ювелиры покрывают готовое изделие тончайшим слоем золота. Так цепочка становится еще более блестящей.
В некоторых случаях может производиться дальнейшая финальная обработка цепочки. Это может быть один из вариантов:
- алмазная огранка;
- «сколотка».
При первой технологии ювелиры наносят на готовое изделие алмазные грани для того, чтобы цепочки становились более сияющими. В зависимости от количества граней на каждом звене (а их может быть 6, 8 и не только) блеск может быть более или менее сильным. Чаще всего «алмазку» применяют на цепях, изготовленных «панцирным» методом или «бисмарком».
При второй технологии цепи «сколачивают» — то есть калибруют толщину и ширину звеньев. Что это означает на практике? Готовое изделие сжимают на прессе особой формы, что полностью меняет его геометрию. Сечение может быть круглым, прямоугольным или любой другой формы. Такие цепочки обладают повышенной плотностью и жесткостью.
Интересно, что золотых дел мастера лишены возможности приходить на работу в украшениях из драгоценных металлов. По понятным причинам собственники ювелирных предприятий переживают из-за возможных попыток краж. И для этого не только тщательно осматривают каждого сотрудника после окончания смены (с использованием металлоискателей), но и изначально запрещают им носить на работу ювелирные украшения.
Нюансы выбора
При посещении ювелирного магазина у некоторых женщин (а иногда и мужчин) разбегаются глаза. На витринах находится множество вариантов, и несведущий человек просто растеряется. Рекомендуется сразу же обратить внимание на качество материала, его блеск и прочность соединения звеньев. Даже при условии выбора наиболее прочного типа плетения возможны неприятные ситуации, связанные с недобросовестностью мастера.
Следует обязательно проверить замок. Он может быть карабинным и шпрингельным. Первый обычно подходит массивным, тяжелым изделиям, обеспечивает прочное крепление, исключает возможность самопроизвольного открытия и потери цепочки. Второй имеет круглую форму, обычно применяется для тонких, изящных, пустотелых цепей.
При выборе стоит отметить величину отверстия на выбранном кулоне. Ушко замка должно беспрепятственно проходить сквозь него, чтобы владелец мог самостоятельно надевать и при необходимости менять кулон на другой.
Рекомендуется обратить внимание на длину изделия. Женщинам подойдут цепи 40—50 см, мужчинам лучше выбрать вариант от 55—60 см и более. Показатель зависит от назначения цепи и использования дополнительных аксессуаров.
Важный момент — перед приобретением рекомендуется примерить украшение, почувствовать его на шее, прислушаться к своим ощущениям. При дискомфорте лучше выбрать другой вариант.
Отличия и изготовление
Независимо от типа плетения, цепи можно разделить на цельные и пустотелые. Первые представляют собой массивное украшение, не имеющее пустоты внутри. Вес его достаточно большой, но на удобство носки в повседневной жизни это не влияет. Помимо этого, они очень устойчивы к механическим повреждениям. При нарушении целостности специалист без проблем может заменить одно или несколько звеньев.
Вторые внешне не отличаются от цельных. Только при сравнении можно определить, что в руках — пустотелое изделие, гораздо меньшее по весу. Стоимость его в несколько раз ниже, поэтому такие цепи довольно популярны.
Совсем недавно все цепи изготавливались вручную, требовали предельной концентрации внимания ювелира, много времени и усилий. Первым этапом производства было расплавление золота в нужном количестве. После этого из материала делали миниатюрные колечки. Посредством специальных инструментов их соединяли вместе, получая ювелирное изделие. Поскольку металл в те времена почти не очищался, перед выставкой на продажу украшение тщательно шлифовалось до блеска.
Сегодня изделия ручной работы ценятся гораздо выше, чем изготовленные машинным способом. Существуют некоторые виды, сделать которые можно только руками при наличии соответствующих знаний и опыта.
С помощью машины также можно изготавливать красивые и прочные цепи. Некоторые типы оборудования работают даже со звеньями минимального размера до 2 мм. Благодаря автоматизации процесса, на выходе получаются привлекательные по цене изделия. Стоимость зависит от веса, измеряемого в граммах.
Основным недостатком автоматизированного производства считается невысокая прочность цепи и невозможность изготовить украшение по некоторым типам плетения. Достоинство метода — изготовление большой партии в короткий срок, дешевизна конечного продукта.
Как носить золотые цепи
Правда, даже тщательная проверка изделия перед покупкой не дает стопроцентной гарантии в его «неубиваемости», если вы не соблюдаете простые правила ношения украшений и ухода за ними. О каких правилах идет речь?
Носить цепочку не снимая на протяжении долгих лет — не лучшая идея. Поверьте, если вдруг у вас ни с того ни с сего порвалось украшение, нет смысла терзать интернет вопросом, почему рвется золотая цепочка. Вам, конечно, будут даны тысячи ответов (главные из которых свидетельствуют о наличии на вас сглаза или порчи). Но на самом деле нельзя назвать такую ситуацию «ни с того ни с сего»! Вы носили украшение не снимая, спали в нем, ходили в спортзал и в душ, убирали в квартире и бродили по лесу — да мало ли что еще! И вот день за днем, год за годом звенья цепочки потихонечку перетирались, не выдерживая ваших «экстремальных» условий жизни. А на первый взгляд — конечно, цепочка порвалась «просто так».
Не менее вредным для золотых украшений считается контакт с бытовой химией, различными моющими и чистящими веществами. Золото очень легко идет на контакт с хлором, йодом и бромом. Поэтому, наверное, снимать цепочку перед заплывом в бассейне — очень разумная идея. И не надевать ее, когда вы решили прогенералить квартиру.
А вот что цепочке не повредит — так это разумный и бережный уход. Он несложен! Конечно, время от времени вы сами можете промывать украшение в теплой мыльной воде, затем полоскать в холодной и полировать его мягкой тряпочкой. Но, возможно, более разумным решением будет отдать украшение на чистку специалисту. Уж он-то гарантирует вам, что будет использовать мягкие, щадящие чистящие средства, которые не оставят на изделии даже микроцарапин. Все-таки прогресс не стоит на месте, и народные средства постепенно уступают свое место профессиональной чистке. Наверное, оно и к лучшему. По крайней мере, регулярная чистка и профилактика — залог того, что любимое украшение прослужит вам очень много лет, не теряя своей внешней привлекательности.
Выбрать качественную, красивую цепочку — непростая задача. Ведь надежность и эстетичность должны быть слиты в ней максимально гармонично. Долго и с комфортом носить украшение и выглядеть в нем на все сто — кто скажет, что важнее сегодня? Да и нужно ли выбирать? Узнав, как делают золотые цепочки, вы с большей легкостью сможете выбрать изделие для себя. Ведь теперь вам открыто все тайное закулисье ювелирного производства. Уверены, вы сможете достойно распорядиться имеющейся у вас информацией!
Полезные советы по изготовлению проволочной цепочки
Есть и другой способ сделать «Узел Викингов». Заключается он в использовании самого обычного вязального крючка и мягкой тонкой проволоки.
Важно! Толщина канители обязательно должна соответствовать толщине инструмента. Иначе процесс существенно усложнится, а красивого ровного плетения не получится!
Вязание цепочки с помощью крючка является довольно лёгким и не требует специальных навыков. Делается это так: когда первая петля готова, нужно осторожно подхватить крючком следующую и протянуть её через предыдущую. Это только звучит сложно, на самом деле с техникой разобраться сможет человек даже без подобного опыта. Далее продетую петельку осторожно вытаскиваем до необходимой длины. Процесс вытягивания петелек повторяется до тех пор, пока украшение не достигнет желаемого размера. Вот и всё!
- При желании украшение можно сделать не из медной проволоки, а из латунной, серебряной или стальной.
- Но не стоит выбирать слишком толстую.
- А чтобы используемый металл стал мягким и податливым, его необходимо отжечь. Сделать это можно над обыкновенной газовой горелкой.
- Главное помнить о технике безопасности!
Как купить ювелирную цепочку, которая прослужит много лет?
Наверное, едва ли не каждый из нас сталкивался с отчаянным вопросом, как и где рвутся золотые цепочки. Иногда причины бывают очевидные: вы резко зацепились цепочкой за что-то, рванули, дернули — и готово: украшение безнадежно испорчено. Впрочем, не факт, что безнадежно. Так, например, находятся умельцы, знающие, как из золотой цепочки сделать браслет или другое украшение. Но не всегда это возможно. И поэтому лучше при покупке украшения обратить внимание на пять важных факторов:
- насколько крепкое плетение у конкретной цепочки;
- какой способ вязки выбран для ее изготовления;
- качественный ли замок поставлен на украшение;
- нет ли заостренностей, заломов и других нетипичных для качественного изделия огрехов;
- дает ли производитель гарантию на собственное изделие.
Самые прочные цепочки
Главная характеристика прочной цепочки — простота. Чем более простой дизайн украшения, тем меньше у него шансов деформироваться или порваться. И, что не менее важно, тем проще отремонтировать изделие в случае необходимости. И, наконец, это будет стоить гораздо дешевле.
Поэтому если вам важно регулярно носить цепочку, а не украшать ею себя от случая к случаю, обратите внимание на максимально прочное плетение. Что можно выбрать, а от чего отказаться?
- Штампованные и пустотелые цепи — точно не ваш вариант. Они легко деформируются и трудно ремонтируются.
- Чемпион по прочности — плетение «бисмарк». Это исключительно ручная вязка, поэтому, приобретая такую цепочку, нужно быть уверенным в квалификации ювелира. Крепче и надежнее этого плетения нет попросту ничего. Правда, иногда «бисмарк» считается грубоватой вязкой, слишком брутальной для утонченных дам. В этом случае не стоит огорчаться. В мире есть еще очень много элегантных, но надежных украшений.
- Обратите внимание на цепочки, выполненные «якорным» плетением. Оно само по себе прочное, а кроме того легко поддается ремонту в случае необходимости. Все, что нужно сделать мастеру, — заменить или спаять звено, которое разорвалось. Из универсальных «якорных» плетений можно порекомендовать «венецианское», «гарибальди» или «колосок».
- Довольно прочными считаются панцирные плетения. Их по большей части удобно носить, они не запутываются — а значит, у них меньше шансов порваться. Для мужчин отличным вариантом будет массивная цепь «фигаро». Такие украшения также легко ремонтируются и удобны в носке. А вот дамам можно порекомендовать привлекательную «нонну».
Самые популярные типы плетения цепочек
Сегодня существует множество разновидностей вязки золотых цепочек. По разным данным, их насчитывается от 50 до 70! Но тем не менее, все украшения делятся на три больших вида (все остальное — подвиды и подподвиды).
- Выполненные в технике «бисмарк» — такие украшения не имеют равных по прочности. Связано это с технологией изготовления. Чтобы добиться такой надежности, мастера вручную соединяют элементы звеньев друг с другом в разных направлениях. А затем уже готовые звенья спаивают друг с другом довольно близко, образуя «плотную» цепь. Самыми популярными подвидами здесь считаются:
- «американка»;
- «арабский бисмарк»;
- «итальянка»;
- «питон».
- «двойной ромб»;
- «колосок»;
- «лав»;
- «нонна»;
- «ромб»;
- «снейк»;
- «фигаро».
- «гарибальди»;
- «двойной якорь»;
- «ролло».
Технология плетения цепи «Бисмарк»
Основными инструментами для изготовления украшения являются различные ригели, тиски, плоскогубцы, напильники и дополнительные материалы. В домашних условиях для плетения цепочки на шею ригелями могут служить вязальные или любые другие спицы, например от зонта или велосипедного колеса. На него наматывается проволока, образуя спираль. Один конец нужно согнуть в двух местах, образуя ручку, на другом сделать пропил для фиксации проволоки.
Далее спираль необходимо нарезать на звенья так, чтобы каждая петля содержала два витка. Затем в один элемент с помощью плоскогубцев вкручивается второй до характерного щелчка. Таким образом изделие наращивается до необходимой длины. Во время плетения цепочки два витка каждого звена нужно сжать для фиксации.
Для пайки петель нужен припой. Это сплав различных металлов в виде тонких пластинок или проволоки. Перед спаиванием необходимо взять маленький кусочек припоя и расплавить пламенем горелки. Затем переместить шарик паяльником в стык звена, которое также нужно нагреть, и дать ему растечься. Повторить процедуру с остальными петлями. На последнем этапе цепь выравнивается путем протягивания через вальцы.