Скань в квадрате: два музея ювелирного искусства Костромы

UPD от 16.01.2018: музей Алмаз-Холдинга закрылся в Костроме, и работает только в области (Красное-на-Волге)

Звание «Ювелирная столица России» обязывает. В центре Костромы буквально в 100 метрах друг от друга расположились сразу два музея ювелирного искусства: частный музей «Аметист» на Советской, 7 и музей от Алмаз-Холдинга (Красносельский Ювелирпром) на Чайковского, 11. Наш главный редактор Ольга Кулейкина, будучи в Костроме, заглянула в оба и сравнила впечатления.

Льняные изделия

Текстильная продукция из Костромы пользуется спросом. Это стильный и практичный сувенир. Материал изо льна отличается высоким качеством. Он плотный, износостойкий и прочный.

Вы можете приобрести:

  • Постельные принадлежности. Это отличный подарок к свадебному торжеству или юбилейной дате.
  • Льняной набор сохранит первоначальный вид не одно десятилетие.
  • Дизайнерскую одежду. Уникальные наряды с вышивкой, кружевными ставками отвечают требованиям самым взыскательных модниц. Такая одежда спасает от жары благодаря свойствам материала.
  • Скатерти и салфетки. Праздничный стол преобразится, если накрыть его подобным изделием. Роскошное торжество не обходится без изысканной льняной скатерти.

Кроме того, в городе продают льняную обувь. В ней удобно ходить в жаркую погоду. Если хотите сэкономить, остановите выбор на льняных стельках. Можно приобрести и зимний вариант домашней обуви. В этом случае лен смешивают с шерстью. Получается теплый, экологически чистый материал.

Льняные изделия лучше покупать в специализированных магазинах. Репутацией пользуются «Сударушка», «Льняная палитра». Цены здесь ниже, а качество – гарантированно. Неподалеку от Костромы находится селение Нерехта. Тут огромный выбор льняной продукции. Также тут можно купить сувенирные куклы. Они называются «нерехтчаночки». Игрушки выполнены изо льна в стиле русских традиций.

  • 15 лучших экскурсий в Костроме
  • Церкви и храмы Костромы – 15 главных святынь
  • 10 лучших парков Костромы

Ювелирное искусство Костромы XVII-XIX вв

Уже во второй половине XVI века Кострома – крупный торговый город, один из центров художественного ремесла. Земли Костромы малопригодны для сельского хозяйства, поэтому издавна здесь развивалась ремесла и промыслы. Как и в Ярославле, блестящий, но кратковременный расцвет ювелирного искусства Костромы приходится на XVII век.

В костромских серебряных изделиях XVII века нет такой чистоты местного стилистического варианта, таких ярких особенностей в области формы и орнаментации, как в изделиях ярославских мастеров. Наряду с памятниками, обладающими присущими только костромским работам чертами, существует множество изделий, не имеющих ярко выраженного местного характера.

Серебряная кружка. Кострома, 1784 г. Мастер Григорий Ратков.

Отсутствие однотипности в костромских изделиях отчасти объясняется пожарами и чумой, которые в середине XVIII века буквально опустошили город – в 1760-е гг. в восстанавливающийся после бедствий город потянулись жители как близлежащих, так и отдаленных городов – Ярославля, Новгорода, Вологды и др. Пестрый состав населения привел к невозможности выработки однотипности в ювелирных изделиях – в них можно усмотреть отголоски новгородского и псковского мастерства, формы и орнаментальные мотивы, близкие ярославским и московским. Постоянная тесная связь с Москвой, откуда в значительном количестве поступала серебряная утварь в качестве вкладов в костромские церкви и монастыри, не могла не сказаться на развитии серебряного дела в Костроме. Значительную часть населения костромского Поволжья составляли выходцы из Новгородской земли.

Несмотря на территориальную близость к Ярославлю в орнаменте этих двух центров мало общего. Формы костромской утвари часто повторяют ярославские, но их декор более легкий и изящный, он не обладает той затейливой нарядностью и силой, которая присуща изделиям мастеров Ярославля. Костромские серебряники XVII века, как мастера Новгорода и Пскова, наносили на листья и травы резного орнамента мелкие черточки, которые вносят оттенок пестроты в четко обрисованные одним контуром плоские узоры и одновременно несколько приглушают блеск металла.

Орнамент костромских сканных изделий большей частью ограничивается спиральными узорами из толстой гладкой или свитой в веревочку проволоки на фоне сплошь заполненном мелкими сканными кружочками. Торговые связи Костромы с Англией, Голландией и Германией также сказались в развитии ювелирного дела: на серебряной церковной утвари костромской работы XVI-XVII вв. встречается много мотивов западноевропейского искусства, вплетенных в орнамент. Это литые полосы готического орнамента, вертикально расположенные «гребешки», мелкие чеканные округлые выпуклости, напоминающие разделку поверхности немецких «виноградных» кубков.

Серебряная с чернью стопа. Кострома, начало XIX века. Мастер Петр Серебряников.

Тщательная отделка густых сложных узоров и мелкая детализация чеканных изображений особенно отчетливо выступают в произведениях костромских мастеров XVIII и XIX века, когда орнамент становится еще более плоским, измельченным и сухим. Тогда же сказывается и приверженность костромских серебряников к традиционным орнаментальным мотивам.

Работы костромских серебряников XVIII века грубоваты и архаичны. Старые традиции в области формы и декора, отброшенные в ювелирном искусстве Москвы и Петербурга XVIII века, уживаются в провинции с новыми мотивами, например, с орнаментами рококо.

Для большей части сохранившихся костромских работ характерен низкий плоскостный рельеф и тщательная проработка сухого измельченного растительного орнамента, в котором до первой четверти XIX века стойко удерживаются традиции орнаментов XVI-XVII вв.

Черневые работы этого времени не отличаются высоким качеством (чернь по большей части сероватая, с заплывами, рисунок не четкий) и оригинальностью. По типу они ближе всего к московской черни и уступают черни великоустюжских и вологодских мастеров.

В конце XVIII и первой половине XIX века в Костроме выделяется ряд зажиточных серебряников, которые заводят мастерские с подмастерьями и учениками или занимаются продажей изделий, скупаемых у менее зажиточных мастеров. Во второй половине XIX века в селах и деревнях Костромской губернии растет и развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий. Это уже не индивидуальное творчество отдельных мастеров, а дешевая ремесленная продукция.

Серебряные солонки. Костромская область. Конец XIX – начало XX в. Мастер И.З. Манилов.

Центром производства становится село Красное. Отсутствие надлежащего оборудования и широкое применение разделения труда привели к сильному снижению качества продукции и совершенно стерли индивидуальные особенности работы отдельных мастеров. Красносельские изделия – штампованные образки, кресты, дешевые ювелирные украшения, мелкие серебряные столовые предметы – широко распространились по всей России.

Костромские купцы Павел Кондырев, Пушиловы, Мазовы, Шпажниковы торговали ими в сибирских городах; Шпажниковы также имели лавки в Москве, Харькове и Курске, купец Сорокин вел торговлю в Петербурге, а купцы Чувиляевы – на Украине. Также рынком сбыта для красносельских мастеров были крупные монастыри. Качество продукции костромских мастеров в конце XIX – начале XX века оставалось низким, попытки повысить качество работы путем организации в селе Красном класса технического рисования в 1896 году и художественной мастерской в 1904 году не отразились на массовых изделиях ремесленников, работавших на широкий рынок.

В начало раздела «Ювелирные изделия»>>>

Украшения с красносельской сканью

Красносельская скань – русский бренд. Подобная методика больше нигде не используется. Если вы приобретаете украшение с красносельской сканью, значит, гарантированно становитесь владельцем уникального изделия. Красносельской сканью называют особые узоры. Они выполнены из тончайшей проволоки и напаяны на металлическую или иную поверхность.

Такие изделия мастера выполняют даже в подарок представителям иностранных государств. Их традиционно вручают на встречах глава страны или дипломаты, послы. Стоимость украшений зависит от материала проволоки. Она может быть золотой, серебряной, медной.

Бюджетные варианты – скань с позолоченной или посеребренной металлической нитью. Костромские мастера чаще используют для оформления предметов персонажей русских народных сказок: Жар-Птицу, например. Украшения довольно массивны.

Стандартный размер: 5-8 см. Но можно приобрести и декоративные предметы: шкатулки, чарки, солонки, блюда с красносельской сканью. Если хотите купить сувенир по низкой цене, отправляйтесь в соседний городок Красное-на-Волге. Место считают ювелирным центром региона. Здесь вы найдете лучшую продукцию.

Ювелирная техника скань в поселке Красное-на-Волге Костромской области

В Древней Руси техника скани известна с IX–X веков, а ее расцвет приходится на XV–XVI века. Особенным почитателем и ценителем скани слыл боярский род Годуновых, в вотчине которых селе Красное-на-Волге Костромской губернии сложился промысел серебряных изделий в технике скани.

Изготовление изделий из серебра здесь началось еще в XVI веке. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время многие его жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом. Ювелирным делом были заняты кустари ещё 27 селений Костромской губернии. В 1912 году из числа воспитанников красносельской мастерской организуется художественно-ремесленная артель.

После 1917 года красносельские кустари стали объединяться в промартели. Уже в 1918 году в трех артелях работало 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в 1930-е годы. В 1930 году в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели — в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района. Именно с этого времени самое заметное место в искусстве красносельцев заняла скань.

Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань» — от итальянского filigrana, что объединяет два латинских слова — filum (нитка) и granum (зерно).

Скань изготовляют из чистых металлов — золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, пластичностью. Эти качества способствуют волочению и вальцеванию проволоки, ее кручению и набору скани.

Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют и сортируют по толщине. Затем проволоку либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».

Эскиз будущего изделия делают на бумаге в натуральную величину. По орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки. Затем по рисунку выкладывается и приклеивается мозаика — так называемые сканные узоры — из ряда мелких деталей. Формы деталей могут быть самыми разными: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и проч. Каждый из элементов выгибается согласно эскизу: крупные детали выгибаются пальцами, а мелкие — пинцетом. Только после того как элемент полностью совпадет с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами, смазывают клеем и приклеивают на рисунок, замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор.

Для достижения большей декоративности гладкую и крученую проволоку в изделии сочетают и дополняют зернью — маленькими серебряными, золотыми или медными шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.

Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону тонкой проволокой и в таком виде паяют. Пайка — одна из самых ответственных операций. Некоторые изделия состоят из миллиона деталей, спаянных между собой, образуя крепкую ажурную конструкцию.

Детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. Пайку производят ручной горелкой, открытым пламенем на ровной асбестовой плите, наблюдая за равномерностью растекания припоя и заполнения им мест соединения деталей. Ряд изделий проходит неоднократный процесс пайки. Это относится к изделиям, имеющим многослойный сканной рисунок. При этом каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой филиграни.

Таким же образом напаивается зернь — металлические шарики, украшающие поверхность сканных изделий, придающие им объем и маскирующие места соединения деталей. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют. Полировка сканно-филигранных изделий производится только вручную. После гальванопокрытия (серебрение, золочение, оксидирование, родирование) и закрепки вставок из поделочных камней или стекла, финифтевых вставок изделия имеют законченный вид.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлическую основу (напайная филигрань). Ажурная скань, как правило, используется для ювелирных изделий, декоративных фигурок и сувениров, напайная филигрань — для объемных предметов — кубков, ваз, подносов.

Объемную ажурную филигрань можно набирать как в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, так и по металлическому или гипсовому шаблону, имеющему форму заданной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это вручную изгибанием изделия с последующей правкой. Выгибание производят по форме с помощью молотка. После придания изделию нужной формы производится пайка швов.

Для красносельских мастеров типична сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органично вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками. Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на красносельскими мастерами.

Поначалу, на этапе освоения техники скани, красносельские ювелиры, не имеющие в ней своих традиций, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ, и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы — «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки — золочением и серебрением. В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» — самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы — шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы.

В послевоенные годы ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. К этому времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.

Художники и мастера работают и над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни.

Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. На стилевое направление ювелирных изделий этого времени значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов.

Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 году артели объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, которая позднее была переименована в Красносельский ювелирный завод.

В 1960-е годы на фабрике были построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили — медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура.

В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, их орнаментация проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.

В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры, но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.

В дальнейшем в созданном экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе талантливые художники-ювелиры стали изготавливать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нифритом и агатом. Выпускались и произведения из скани в сочетании с финифтью.

Для изделий 1980–1990-х годов, выполненных в технике скани, характерны сложные рельефные формы, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.

В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Скань по-прежнему играет главную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений. Старинное национальное искусство филиграни, сохранившееся в селе Красном-на-Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать своей оригинальной красотой и совершенством техники исполнения.

Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом, были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском областном краеведческом музее и др.

Самобытные украшения из серебра

Местные умельцы предлагают приобрести уникальные украшения, выполненные из серебра. Можно обратиться в ювелирную студию Ильи Палкина. Мастер прославился как талантливый ювелир. Его украшения не имеют аналогов. Авторские серебряные изделия – оптимальный вариант для подарка своей второй половинке. Художник изготавливает как мужские, так и женские аксессуары.

Броши, серьги, кольца, печатки, браслеты выполнены из серебра высокого качества с применением техники горячей эмали. Также в мастерской можно найти и миниатюрные фигурки животных. Как правило, такие изделия приобретают не только в качестве сувенира, но и как тотемный талисман, приносящий удачу.

Хотите, чтобы украшение стало оберегом? Обратите внимание на продукцию из серебра с натуральными камнями. Тут же принимают заказы. Ювелиры изготовят вещицу по индивидуальному эскизу. Кстати, чтобы стать владельцем самобытного украшения, необязательно ехать в Кострому. Сделать заказ можно онлайн.

  • Что посмотреть в Костроме за 1 день – 20 самых интересных мест
  • Достопримечательности Костромы
  • 25 лучших музеев Костромы

История ювелирного дела в Красном-на-Волге — ювелирной столице России

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.

Центр села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».

Ювелирная мастерская

Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.

Ювелир за работой

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась скань. Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.

Ювелиры-надомники, семья за работой.

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.

Ювелир за работой

Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.

Пробирное управление, клеймение изделий

Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Производство ювелирных изделий

Производство ювелирных изделий

Ручное производство изделий со сканью

Ручное производство изделий со сканью

Изделия из бересты

Традиционный русский промысел активно поддерживается местными умельцами. Они предлагают разнообразный ассортимент сувенирной продукции.

Самыми популярными изделиями из бересты считают:

  • лапти
  • шкатулки
  • туески
  • посуду

Костромскую утварь из бересты просто узнать по традиционной для местности росписи. Изделия украшают затейливыми цветами. Преобладает красный цвет. Также добавляют немного зелени и охры. Оригинально выглядят подстаканники, изготовленные из бересты или, к примеру, подставки для горячей посуды. Посетите местный рынок.

Тут вы найдете и вместительные корзины, и миниатюрные туески, и даже лапти в виде брелока. Цена зависит от сложности работы и величины изделия. Вся продукция производится вручную. Мастера хранят секреты изготовления и передают их из поколения в поколение.

Стоят такие предметы недешево. Но это понятно. Кропотливая работа отнимает массу сил и времени. Продавцы сувениров охотно вступают в разговоры с покупателями и рассказывают об особенностях технологии. Некоторые мастера даже проводят мастер-классы.

Костромской ювелирный завод. Как рождаются ювелирные шедевры

Золотое и серебряное дело — так в древней Руси называли ювелирный промысел. Не только архивные документы и письменные источники могут рассказать о прошлом отечественной культуры, обычаях и обрядах наших предков, о традициях народного искусства. Обычная медная пуговица или подвеска, или серебряный ковш с затейливой вязью могут быть не менее говорящими. Ювелирные изделия, хотя и принадлежат вещественному миру и имеют материальную ценность, несут в себе нечто большее: духовный опыт поколений, искавший до нас истину и красоту в этой жизни.

Кострома, старое фото

Удивительный факт, что Кострома — Ювелирная столица России, поскольку руда и минералы никогда не добывались в наших краях, а главная наша драгоценность — это золотые руки мастеров, их умения и навыки, душа и вдохновение, традиции и качество.

Костромской ювелирный завод

Костромской Ювелирный завод — одно из крупнейших предприятий ювелирной отрасли, основан в 1939 году и успешно функционирует под девизом «Качество. Доверие. Традиции». Традиции производства передавались из поколения в поколение, и сейчас ювелирные шедевры нашего завода созданы с соблюдением наследия костромских мастеров. Несмотря на то, что XXI век — век передовых технологий и автоматизации производства, в процессе рождения ювелирного изделия, на каждом участке незаменим труд человека — настоящего творца.

Литейное производство — одно из древнейших ремёсел, освоенных человечеством. Основными способами получения отливок из бронзы и сплавов серебра и золота были литьё в каменные формы и литьё по воску. И сейчас основная технология производства массовых ювелирных изделий — литьё по выплавляемым моделям.

Костромской ювелирный завод, брошь

Душа и вдохновение мастера, замысел, история, события, мир и любовь — вот что объединяет мастеров всех времён. И тогда, и сейчас, создатели, как волшебники, черпали идеи от природы, людей, чувств, путешествий и, конечно, сказок. Сказка — неотъемлемый жанр русского фольклора и литературы. Мы любим сказку во все времена, за присутствие чудес и волшебства в нашей жизни. И сегодня сказка находит отражение и в ювелирных изделиях нашего завода.

Эксклюзивные броши «По щучьему веленью»

Костромской Ювелирный завод — уникальное предприятие полного ювелирного цикла, где кроме художественной металлообработки есть собственное ручное ограночное производство камней. Природа подарила нам драгоценные минералы, а золотые руки мастеров подарили миру фантастические шедевры. Фантазийную ручную огранку повторить невозможно. Она, как картина — уникальная и единственная. Штучными изделия становятся от того, что имеют нестандартные вставки, а само украшение сделано с душой и любовью к миру и месту, где живёшь и творишь.

Костромской ювелирный завод, брошь

Ни для кого не секрет, что во все времена, во всех ремеслах и промыслах, особую ценность имеют эксклюзивные, единичные изделия. На Костромском ювелирном заводе над неповторимыми ювелирными шедеврами трудится отдельная уникальная группа ювелиров-мастеров. Эти изделия выполняются полностью вручную. Берётся кусок металла, выпиливается, подбираются вставки. Иногда до года может создаваться одно украшение. Такие изделия являются произведениями искусства. Отсюда и наивысшая оценка ювелирных экспертов и ценителей красоты.

Костромской ювелирный завод, брошь

Ведь для того чтобы пообщаться с предками и проникнуться традициями, вовсе не нужно создавать машину времени, достаточно взять в руки настоящее ювелирное украшение. Оно вам обязательно откроет сокровенные истины ювелирного мастерства, представит опыт поколений, а вы почувствуете связь времён. Узнать о технологиях ювелирного производства можно на экскурсии в демонстрационном зале Костромского Ювелирного Завода.

Информацию предоставил Костромской Ювелирный Завод г. Кострома kouz.ru

Снегурочка

В городе расположена сказочная достопримечательность – Терем внучки Деда Мороза – новогоднего волшебника. Многие туристы везут из Костромы фигурки Снегурочки. Они покупают сувениры тут же. При музее работает сувенирная лавка. Экскурсии проводятся ежедневно, независимо от времени года. Так что посетить владения снежной красавицы можно даже летом.

Если на посещение Терема не осталось времени, не отчаивайтесь. Снегурок продают повсюду: фигурки давно стали символами города. Можно остановить выбор на елочных игрушках, открытках с изображением внучки Деда Мороза. Более того, в подарок часто покупают кокошники, сапожки, украшения, рукавички, которые в данном случае выступают элементами наряда сказочной героини.

Филигрань — историческая справка

Считается, что первыми мастерами, освоившими эту интересную технику, были выходцы из Древнего Египта и Древней Греции. Самые старые экземпляры, обнаруженные при раскопках в древних городах, датируются 6 веком до нашей эры.

Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатой буржуазии, дворянства. 19 век по праву считается пиком филигранного мастерства. В это время ювелирные изделия производились массово и были доступны практически всем социальным классам.

Русская филигрань берет свое начало в глубокой древности. В Древней Руси скань была прежде всего церемониальными предметами, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.

Скань и филигрань — что это такое, особенности ювелирной техники со времен древней Руси

На выставке в Париже в 1937 году знаменитая «Красносельская скань» произвела мировую сенсацию. Этот успех был повторен два года спустя в Нью-Йорке.

Петровская игрушка

Петровской игрушке посвящен один из костромских музеев. Ориентирован он, прежде всего, на юных посетителей. Коллекцию составляют изделия из глины. Это традиционные свистульки, посуда, статуэтки. Желающие могут самостоятельно изготовить игрушку на мастер-классе, а затем увезти ее в качестве сувенира. Рядом с достопримечательностью расположены Торговые ряды.

Тут также удастся приобрести глиняные игрушки. Изготовление Петровской игрушки – главный ремесленный промысел области. Мастера используют темную глину, обжигают изделия и украшают узорами. Особенность игрушек в том, что они не расписаны. Вещицы остаются темными. Орнаменты на них выдавлены прямо на глине. По этой характерной черте вы без труда узнаете оригинал.

Название ремесло получило по наименованию села, где проживали гончары. Они делали кухонную утварь и поставляли на городской рынок. Посуда славилась прочностью и качеством. Позже в подобной технике стали изготовлять и свистульки, копилки, статуэтки для украшения дома. Рекомендуем не только приобрести подобный сувенир, но и принять участие в мастер-классе. Занятие доставит удовольствие, как взрослым, так и детям.

Ювелирный музей Алмаз-Холдинга — державные сувениры

Адрес: Чайковского, 11

Алмаз-холдинг (представляющий одно из старейших предприятий отрасли — Красносельский ювелирпром) свой музей в Костроме открыл совсем недавно — весной 2021 года (наша новость). Компания посчитала, что до ее основного музея селе Красное-на-Волге под Костромой, где работает «Красносельский Ювелирпром», доедут не все, и желающих проникнуться ювелирным искусством надо ловить прямо на туристическом маршруте по Золотому кольцу России — в центре Костромы.

Путь в Музей Алмаз-холдинга пролегает через ювелирный магазин от предприятия, что очень удобно для туристических групп: можно рассмотреть диковинки, и сразу купить подарок супруге.

Видное место в музейном зале занимает деревянный трон, инкрустированный камнями. К сожалению, в связи с нахлынувшей волной туристов из автобуса, уточнить, что это за трон, я не успела). Ну а «конек» музея — конечно же объемные работы из ювелирного кружева — скани (филиграни). Поскольку «Красносельский Ювелирпром» — поставщик Президентского подарочного фонда, витрины музея заполнены самыми разнообразными драгоценными сувенирами, связанными с историей страны и города.

Кстати, я выяснила, что в Москве у Алмаз-Холдинга тоже есть «музей современного ювелирного искусства». Расположен он на метро ВДНХ, улица Космонавтов 7 корпус 2. Обязательно при случае стоит заглянуть!

В завершении обзора — немного сканных чаш, бригантин и корон. Теперь вы знаете, куда ехать, когда в организме обнаружится острый недостаток «ювелирного кружева»).

Автор:

Главный редактор портала

Ольга Кулейкина

Обзор московского частного музея Давида Якобашвили «Собрание» | Все интересные события индустрии украшений | Где учат на ювелира? Наша обновляемая подборка


Валенки

Если вы заинтересовались этим видом сувенира, отправляйтесь в Кинешму. Это небольшой городок в Костромской области. Тут продают качественную продукцию по выгодным ценам. Зимняя обувь похожа на шедевры искусства. На валяные сапожки наносят богатую вышивку, аппликацию, украшают бисером, лентами, кисточками. В таких валенках не стыдно пройтись даже по столичным улицам.

Это отличный и практичный подарок и себе самому, любимому, и близкому человеку. Удобная обувь не доставляет дискомфорта и сохраняет тепло даже в самые сильные морозы. Можно купить миниатюрные валенки в виде брелока или настенного украшения. Вариантов – масса. Если не удалось посетить Кинешму, отправляйтесь на местный рынок. Найдете валенки любого размера. Правда, цены тут несколько выше.

Сыр

Вкусные сувениры всегда в почете. Костромской сыр пользуется славой по всей стране. Конечно, сыр можно приобрести в любом регионе страны. Из города продукция поставляется во многие регионы. Но только тут вам гарантированно предложат свежие и качественные образцы. Первую сыроварню в городе основали еще в 70-х годах 19-го века. С тех пор сыроварение значительно усовершенствовалось.

В советские времена славу приобрел сорт «Костромской». Не так давно местные умельцы стали возрождать бренд. Лестные отзывы получают такие виды сыра, как «Пошехонский», «Сусанинский», «Российский», «Малыш» и другие виды. А «Воскресенский пармезан» даже сравнивают с сыром из Италии. Его вкус невозможно забыть. Средняя стоимость образца – 700 рублей за килограмм.

Некоторые местные сорта занесены в список «100 лучших товаров России». А это еще раз подтверждает высокое качество изделий. За сыром не стоит идти в крупные супермаркеты. Лучше посетите небольшие продуктовые магазинчики, рынок или сыроварню. Тут продают самые свежие изделия.

Если предпочитаете зарубежные сорта, отправляйтесь на сыроварню «Волжанка». Тут и производят лучшие образцы. Но в магазины они не поставляются. В сувенирных лавках предлагают сырные подарочные наборы. В состав входят в основном сыры копченых сортов. Такой подарок не испортится в дороге и станет идеальным дополнением к праздничному столу.

Костромской ювелирный промысел

Денис Иванцов Журнал «Декораитвное искусство» зима 2014/2015

Одной из наиболее ярких и всемирно известных страниц в истории Костромского края, без сомнения, может служить местное ювелирное дело. Археологические раскопки свидетельствуют, что его предыстория начинается еще в доромановской России. «В средневековой Костроме занимались ювелирным делом. На местное производство изделий из цветного металла указывают медные шлаки, обнаруженные во время раскопок инструментарий ювелиров»1.

Постепенно ювелирное производство расширялось. В период правления Романовых значительно разнообразился ассортимент выпускаемых изделий и росло число вовлеченных в процесс людей. Начинают формироваться целые династии ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы). Со второй половины XIX века в ряде сел и деревень Костромской губернии развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий (Сидоровское, Подольское, Здемирово и ряд других). Центром промысла становится село Красное. Красносельские изделия – небольшие штампованные образки и кресты-тельники; дешевые ювелирные украшения – броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи; мелкие серебряные предметы – солонки, стаканчики, подстаканники и т.п. – широко распространились по европейской и азиатской части России2.

Костромские купцы торговали этой ювелирной «мелочевкой» в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, сибирских городах и на Украине, причем и в лавках, и на ярмарках. Подобные изделия встречаются практически во всех крупных монастырях.

Развитие промысла привело к открытию в 1904 году в селе Красном художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела. Первые преподаватели, выпускники Строгановского училища, принесли сюда знания новых ювелирных фабрик и стиль модерн, наиболее в то время распространенный и востребованный в покупательской среде. В юбилейных торжествах 1913 года, приуроченных к празднованию 300-летия дома Романовых, «ювелирно-металлическому производству» был посвящен целый раздел Костромской губернской земской выставки, причем о3.

Во время посещения Николаем II Костромы в 1913 году депутация от красносельских кустарей-серебряников (В.Н. Чулков и И.А. Муромкин) поднесла ему «всеподаннейший адрес» в папке, украшенной серебром.

«Его Императорскому Величеству также были вручены от кустарей-серебряников Красносельского района 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручили наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу»4.

На эпоху Николая II приходится своеобразный расцвет костромского ювелирного промысла. В первые годы советской власти первоначально наблюдается «угасание» промысла: прошла волна раскулачивания, и число мастеров сократилось, уменьшился ассортиментный ряд выпускаемых изделий, снизился их художественный уровень. Лишь после войны ювелиры снова смогли сосредоточиться на своей основной профессии, когда были образованы в 1960 году Красносельская и Костромская ювелирные фабрики (с 1973 года – заводы). Начинается новый этап истории костромского ювелирного промысла –появляются изделия, выполненные в техники скани, эмальерные работы: промысел становится искусством. Ежегодно растет не только количество выпускаемых изделий, но и ассортиментый ряд.

В 1960–990 годах на ювелирных заводах работали выдающиеся художники: Петр Иванович Чулков, Иван Степанович Шедов, Анна Федоровна Диева, Лев Павлович Прилуцкий, Рафаил Александрович Медведев и ряд других.

1960–980 –время расцвета сканно-филигранной группы изделий: красносельская скань не только приобрела свое лицо, но и стала известна в стране и за ее пределами. Различного рода сувенирная продукция, ювелирные изделия из скани (подстаканники, броши, серьги и пр.) были представлены повсеместно в магазинах страны и экспортировались за рубеж. Выполненные на заказ кубки, декоративные панно вручали именитым гостям страны, президентам, послам. Сохранение и изучение феномена костромского ювелирного промысла послужило импульсом для создания в 1983 году в здании бывших ремесленных мастерских Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства (сегодня филиал Костромского музея-заповедника). В основе коллекции музея, насчитывающей около четырех тысяч единиц, ювелирные изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Особую группу составляют полторы сотни культовых предметов, а наиболее ценные среди них – изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX – начала XX века. Постоянно действующие выставки знакомят с историей промысла и современным красносельским искусством. Все это послужило фундаментом для формировавшегося в постперестроечное время бренда «Золотое Красноселье». При Костромском ювелирном заводе несколько лет работает небольшой выставочный зал. Ежегодно город становится центром международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором принимают участие свыше 50 ювелирных компаний Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Якутска, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья5. С 2012 года зимней площадкой ювелирного фестиваля стал Ярославль.

В июле 2012 года завершилось строительство интерактивного музея ювелирного искусства. Теперь каждый посетитель может стать участником интерактивных программ по исполнению отдельных операций при производстве ювелирных изделий, например, протяжки проволоки через фильерную доску, чтобы с помощью ювелирных инструментов из этой проволоки создать сувенир из скани. Кроме того, можно на настоящем вырубном ручном прессе 30-х годов XX века изготовить штампованное изделие на память – монету с изображением церкви Богоявления (1592) – «визитной карточки» поселка Красное-на-Волге6.

1 октября 2013 года в Костроме открылся частный Музей ювелирного искусства7 по инициативе и при поддержке торговой группы «Аметист» в цокольном этаже исторического здания дома А. Афанасьева, памятника архитектуры конца XVIII – начала XIX века8. Зонально (с учетом архитектурных особенностей помещений) музей делится на пять частей: «Входная зона», «Купеческая лавка», «Мастерская кустаря», «Зал ювелирной славы» и «Зал современного искусства».

Входная зона не только выполняет административную функцию (организация билетного хозяйства, гардероб, туалет), но и соответствующим образом «настраивает» посетителей. Зона «Купеческая лавка» знакомит с историей возникновения и развития костромского ювелирного ремесла до начала ХХ века. Зона «Мастерская кустаря» дает представление об особенностях труда и быта кустарей-ювелиров, в том числе позволяет увидеть ручной инструмент, иные ювелирные приспособления для выполнения различных ювелирных операций (волок, фильеры, февки, разнообразные молоточки, тисочки и пр.).

Зал ювелирной славы демонстрирует многообразие ювелирных изделий, выполненных в различных ювелирных техниках на протяжении ХХ века, во времена взлетов и падений промысла. Особое место в экспозициях зала занимают изделия из знаменитой красносельской скани, авторские работы известных художников-ювелиров Красносельского и Костромского ювелирных заводов (П.И. Чулкова, И.С. Шедова, В.Ф. Марьина, Л.П. Прилуцкого и др.), дипломные работы единственного в своем роде Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМа).

Кукла

Кукла, выполненная в соответствии с народными традициями, всегда считалась хорошим сувениром. Вы можете купить уникальные изделия у местного умельца Ксении Блиновой (vk.com/kukolki44). Все они выполнены вручную. Здесь вы найдете интерьерные изделия, варианты для ребенка, куклы в классических русских костюмах. Вы удивите ребенка, если привезете из поездки необычное кукольное семейство. Оно состоит из мамы, папы и малыша.

Вся одежда снимается. Девочки будут рады самостоятельно шить одежду для кукол, а затем наряжать их в собственные наряды. Принимаются заявки на индивидуальные заказы.

Также вы можете выбрать сувенир из уже имеющегося ассортимента. Можно, к примеру, попросить изготовить персонажа русских сказок или отдать предпочтение красавице в традиционном национальном одеянии. Рукодельницы учтут все ваши пожелания и изготовят сувенир к назначенному сроку. Цены вполне доступны. Оригинальные сувениры понравятся своим адресатам.

Филигрань в древней Руси

Искусство выпаивать из тончайшей проволоки ажурные кружева и формировать полупрозрачные изделия называют филигранью или сканью. Русские мастера чернили украшения и предметы посуды, но в 9 веке научились покрывать украшения тончайшей проволокой, формируя замысловатые узоры. На развитие скани повлияла торговля, с Европы и Азии купцы привозили ювелирные украшения, предметы быта в аналогичной технике, наши мастера научились настолько тонко скручивать плетенный материал. Что выпаивали уникальные узоры.

Скань и филигрань — что это такое, особенности ювелирной техники со времен древней Руси

Растущий спрос на все более сложные конструкции стимулировал мастеров совершенствовать свои навыки. Пуговицы, сохранившиеся с XVI века, украшенные тончайшей металлической сеткой, выполненной в технике скани, и сегодня представляют для нас большой интерес. Считалось, что чем тоньше и сложнее узор, тем благороднее и уникальнее предмет.

Расцвет филигранной живописи пришелся на период между 18 и 19 веками. В то время она рассматривалась как вид ювелирного искусства и использовалась не только для изготовления украшений, но и для росписи мелких предметов. Все филигранные предметы, будь то объемные панно или просто маленькие сигарные коробки, изготавливались вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.

Скань и филигрань — что это такое, особенности ювелирной техники со времен древней Руси

Филигрань — это искусство, которое почти не пострадало в советское время. В основном это было связано с тем, что филигрань была признана национальным достоянием и народным историческим ремеслом. Это позволило ей продолжать развиваться, хотя и другими темпами.

Сумка

Можно купить и эксклюзивные сувениры – сумки ручной работы бренда GNATOVSKA. Рекомендуем познакомиться с ассортиментом местных умелиц Виктории и Оксаны Гнатовских (vk.com/gnatovska_bags). Здесь создадут оригинальный экземпляр по вашему эскизу. Мастера учитывают пожелания заказчика: цвет, стиль, форма, декор будут соответствовать вашим требованиям.

Вообще, авторские сумки пользуются спросом среди представительниц прекрасного пола. Обзавестись эксклюзивной моделью мечтает каждая женщина независимо от возраста. Поездка в Кострому поможет осуществиться мечте. Дизайнерские сумки здесь предлагают по привлекательным ценам, так как они минуют посредников и перекупщиков.

Не упустите шанс внимательно изучить коллекции и сделать достойный выбор. Сумки ручной работы изготовляют из натуральных материалов или эко-кожи. Используются декоративные элементы, орнаменты, вышивка, аппликация. Работы местных рукодельниц достойны восхищения.

Варенье «Царь Берендей»

Гастрономический сувенир в виде ароматного варенья придется по душе сладкоежкам. Продукция пользуется небывалой популярностью. В городе производят варенье всех сортов по странным русским рецептам. Технология позволяет сохранить полезные свойства даров природы. Вкусности под брендом «Царь Берендей» отличаются богатым ассортиментом.

Можно купить баночку стандартного клубничного или малинового варенья, а можно приобрести и изысканное лакомство, к примеру, сладкую заготовку из жимолости, физалиса или морошки. Изделие продают в герметичной таре. Оно не испортится в дороге и сохранит свою полезную ценность. А красивая и оригинальная упаковка позволит использовать сувенир как подарок.

Натуральные джемы, варенье не содержат консервантов и красителей. Для приготовления используют только свежие лесные и садовые ягоды и фрукты. Продукт можно купить как в местных магазинах, так и заказать онлайн. Компания имеет собственный сайт, на котором удастся оформить заявку.

Если бюджет ограничен, приобретите небольшую баночку варенья из свежей смородины или вишни. Она обойдется всего в 150 рублей. Хотите оригинальное лакомство? Тогда возьмите варенье из цветков одуванчика. Такой сувенир не станет разочарованием ни для взрослых, ни для детей.

Черная икра

Рыбное хозяйство при Костромской ГРЭС поставляет на местные рынки и в магазины икру ценных пород рыб. Черная икра издавна считается роскошью, деликатесом, не доступным для каждодневного потребления. Волгореченское рыбное хозяйство ведет свою историю с 1975-го года. Здесь ежегодно производят более 13 тонн качественной икры осетровых.

Волгореченская икра насыщена полезными микроэлементами. Ценность продукции обусловлена тем, что подобных веществ больше не содержится ни в одном продукте питания. Организм получает все необходимые кислоты, соли и микроэлементы в полном составе. Недаром, доктора рекомендуют употреблять черную икру ослабленным, истощенным после болезни людям, а также беременным и кормящим женщинам.

Рыбное хозяйство поставляет икру трех видов:

  • «Селектед». Икру данной категории дают осетры возрастом старше 15 лет. Она имеет светло-серый оттенок, отличается глубоким вкусом и едва уловимым характерным ароматом. Это эксклюзивный продукт. Икру фасуют по металлическим или стеклянным баночкам и плотно закрывают. Узнать сорт легко: все баночки снабжены синими этикетками.
  • «Премиум». Эту икру получают от особей возрастом 8-10 лет. Вкус – яркий, запоминающийся с выраженной ореховой ноткой. Она также упакована в герметичную тару с желтой этикеткой.
  • «Классик». Этот вид более темный, а икринки меньше в диаметре. Но разница никак не влияет на вкусовые и полезные свойства продукта. Сорт удастся купить по привлекательной цене. Классическая икра фасуется в емкости разного объема и снабжается этикетками красного цвета.

Доставьте себе и близким удовольствие. Украсьте свой стол вкуснейшими бутербродами с вкуснейшей черной икрой.

Черная четверговая соль

О полезных свойствах этого натурального продукта наслышаны многие современные люди. В прошлом черную соль употребляли повсеместно. Но родиной этого продукта считается именно Кострома. В 100 километрах от города расположено небольшое поселение Буй. Здесь, испокон веков, в каждом дворе готовили четверговую соль. Это незаменимый атрибут на пасхальном столе.

Сюда съезжаются паломники, чтобы приобрести продукцию к Великому празднику всех христиан. Изготавливают четверговую соль и теперь согласно старинным рецептам. Соль непременно подвергается обжигу в русских печах. В нее добавляют ржаную муку и капустные листья. Температура, которой подвергается соль, и пищевые добавки коренным образом изменяют состав полезных веществ.

В ней содержится гораздо больше кальция, калия и магния, а содержание тяжелых металлов – хлора, натрия – уменьшается. Такая соль полезна для организма. Она не задерживает жидкость, выводит токсические вещества. Кроме того, черную соль используют при проведении ритуалов и обрядов. Если вы интересуетесь оккультными науками, или вам близки православные традиции, воспользуйтесь возможностью купить пачку черной четверговой соли.

Факт! Медики рекомендуют людям использовать вместо обычной соли именно этот вариант. Он подходит даже тем, кто придерживается бессолевой диеты.

В городе удастся купить весовую черную соль или распакованную по упаковкам. Такие 100-граммовые изделия выглядят стильно и изысканно. Можно остановить выбор на продукте, при изготовлении которого использовали травы: чабрец или душицу. Такая соль обладает необычным ароматом и улучшает вкусовые качества блюд.

Белые грузди

Леса Костромской области славятся белыми грудями. Ценные грибы можно приобрести в свежем, консервированном или сушеном виде. В давние времена за лесным урожаем отправлялись на телегах. Лес щедро одаривал местных жителей своими дарами. Грибы заготавливали впрок: сушили, солили, замачивали. Хранись такие заготовки в холодных погребах до будущего урожая.

Хрустящие грибочки выставляли на стол в качестве закуски, из груздей варили ароматные супы, пекли вкуснейшие пироги. Если отправиться в Кострому в сезон (июль-август) удастся купить свежие грузди. Но в любое время года здесь продают заготовки. Побалуете себя и близких питательной и вкусной консервацией. Покупать грибы лучше в магазинах. Здесь гарантируют качество. Можно купить свежие грузди и самостоятельно их посолить или насушить.

Иван-Чай

Напиток из травы Иван-чай издавна известен своими целебными свойствами. Это природный антиоксидант, который оказывает благотворное влияние на весь организм. Травяной чай помогает нормализовать сон, устранить тревожные состояния, улучшить пищеварение. Он обладает жаропонижающими свойствами, укрепляет иммунитет. Это незаменимое средство в период вирусных заболеваний.

Кроме того, медицинские исследования показали, что растение успешно борется с онкологическими заболеваниями, избавляет от алкогольной и никотиновой зависимости. Но чтобы Иван-чай принес пользу, траву нужно правильно собрать, высушить и заготовить. Процесс сбора и заготовки трудоемкий. Он требует ручной работы и ответственности.

Самым качественным чаем считается тот, что с эмблемой медведя на упаковке. Его выпускает костромской производитель. Можно приобрести травяной чай без добавок, а можно купить сборы, в состав которых входят малина, смородины, корица или другие ингредиенты.

Если вы находитесь далеко от Костромской области или позабыли сделать покупку, то обратитесь с интернет-магазин. Заявки тут принимают круглосуточно. Оформить заказ очень просто. Достаточно познакомиться с ассортиментом и заполнить форму для обратной связи. С вами свяжется консультант и ответит на все вопросы. Пейте полезный чай, и оставайтесь здоровыми.


Лосиное молоко

В деревне Сумароково есть ферма. На ней содержат лосей. Это заповедная зона. Сюда можно попасть в составе экскурсии. Сопровождающие познакомят с обитателями хозяйства и поведают массу любопытных фактов из жизни лесных красавцев. Сюда также приезжают за лосиным молоком. Натуральный продукт богат минеральными веществами, жирами, аминокислотами и витаминами.

Он буквально оживляет человека, дарует ему силы и энергию. Сумароковская лосиная ферма – единственное место, где добывают лосиное молоко. Особей женского пола приручают, они не боятся процесса дойки. Неподалеку от заповедной зоны находится санаторий. В здравницу уже много лет подряд поставляется целебное молоко, насыщенное ценнейшими микроэлементами.

Лосиным молоком эффективно лечат язву желудка. Помогает он и при заболеваниях органов дыхания. Его часто включают в лечебное питание. Желающие могут купить порцию для себя. Конечно, транспортировку такой сувенир вряд ли выдержит, но хотя бы сами попробуете необычный вкус молока от лесных гигантов. Пить в неограниченных дозах, молоко не рекомендовано. Оно очень жирное.

В качестве профилактики, для укрепления здоровья, его дают даже детям по 150-200 граммов перед едой. Лосиное молоко замораживают. В таком виде продукт можно хранить до полугода. Полезные свойства сохраняются. При желании вы можете купить его в таком виде. Воспользуйтесь сумкой-холодильником для транспортировки или же приезжайте за продукцией в холодное время года.

«Аметист»: история, студенты и много выставок

Адрес: Советская, 7

фейсбук

инстаграм

Музей ювелирного искусства «Аметист», по информации на сайте, был основан несколько лет назад предпринимателем Андреем Смирновым, а руководит им Денис Иванцов — благодаря которому это место можно найти во всех соцсетях. Музей явно находится в родственных отношениях с расположенный правее одноименным ювелирным магазином (на входе мне предложили там скидку), но живет при этом своей отдельной и немного таинственной жизнью. Все увидите на снимках!

Чтобы попасть в музей, нужно спуститься по узкой лестнице в подвал основательного здания 18 века. Оправившись от легкого испуга)) (в конце лестницы гостей встречает фигура «ювелира из прошлого» в полный рост), я оценила обстановку — и увиденное впечатлило: низкие сводчатые кирпичные потолки, как в пещере, и при этом — современное освещение, красивые витрины и даже экран с трансляцией передачи о костромских ювелирах.

Экспозиция музея наполнена произведения из истории ювелирного искусства Костромы и окрестностей, работами в традиционных техниках (любимая Костромскими ювелирами скань, конечно, вне конкуренции), и работами студентов и преподавателей знаменитого училища КУХОМ. Еще одна особенность «Аметиста» — насыщенная выставочная программа. Практически постоянно в нем демонстрируются тематические экспозиции. Например, на момент написания обзора в нем можно посмотреть персональную выставку ярославских ювелиров Колесниковых «Идеальная брошь» (наш анонс).

Исторические экспонаты своего региона — настоящая изюминка музея. Чего только стоит «песня ювелиров-кустарей», или украшения, найденные на раскопках. И конечно, на почетном месте расположился сам аметист — друза минерала, которую надо обязательно погладить, иначе из подвала не выпустят (шутка).

Ну а сейчас — просто посмотрите фото представленных работ. Я не могла оторваться от филигранных узоров — особенно у реальных, «носибельных» украшений с цветными камнями.

Медовуха

В городе готовят отличную медовуху. Это алкогольный напиток. Он ядреный, ароматный и хмельной. По вкусу напоминает шампанское или игристое вино. Это удачный сувенир для мужчины или руководства. Его продают на ярмарках, которые приурочивают к городским праздникам. Кроме того, бутылочки с медовухой можно найти и в сувенирных лавках или купить с рук у частников.

Напиток утолит жажду в жару и придаст бодрости. Но будьте осторожны. Медовуха – коварна. Она способна ударить в голову, захмелеть очень просто. Поэтому не рекомендуем употреблять напиток перед важными встречами. Оставьте это удовольствие на вечер. Не забывайте и о том, что алкогольные напитки запрещены беременным и кормящим женщинам, а также лицам младше 18 лет. Поищите для этой категории другие сувениры. В Костроме выбор огромен.

  • Санатории Сочи с бассейном
  • 12 лучших пляжей Евпатории
  • 10 лучших пляжей Абхазии
  • Отели Доминиканы для отдыха с детьми
  • Отели Кубы 5 звезд все включено
  • Базилика Санта-Кроче во Флоренции
  • 10 лучших курортов Черногории с песчаными пляжами
  • Отели Пхукета на пляже Банг Тао
  • 20 лучших экскурсий для школьников в Москве
  • Голубая лагуна в Исландии
  • Что привезти из Португалии
  • Куда съездить на выходные из Москвы на машине – 25 самых интересных мест
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: