Древние индусы верили, что алмаз образован из 5 элементов — ветра, воды, огня, земли и энергии. В чем-то они были правы: на глубине 200 км под землей, под воздействием высокой температуры и давления в расплавленной горной породе рождаются самые прочные и загадочные кристаллы на Земле. Но сразу после добычи эти кристаллы не представляют интереса — нужен ни один день кропотливой работы специалистов, чтобы бесформенный и шероховатый камень засиял в лучах солнца и получил гордое название бриллианта. Бриллиант — это ограненный алмаз, и от того, сколько граней у бриллианта, его веса, цвета и прозрачности зависит его конечная стоимость. Даже сотая доля карата может добавить треть стоимости бриллианта, а дефекты, наоборот, — снизить, поэтому чаще всего сырьевые алмазы режут на части, а затем при помощи специального сканера и трехмерного моделирования просчитывают оптимальный способ огранки.
Для чего бриллиантам нужна огранка и полировка?
Огранка — одна из четырех самых важных качественных характеристик алмаза (остальные три — цвет, чистота и вес карата). Это способ, при котором алмазу придается определенная форма, и из грубого куска материала получается полированный, граненый камень.
Более точно, огранка обозначает конфигурацию с определенным устройством и формой граней.
Естественные алмазы, добытые из земли, называют «неограненными алмазами». Наиболее качественные из них пойдут в ювелирное производство. Там они пройдут полировку, огранку и будут установлены в драгоценности. Это делается по нескольким причинам.
Во-первых, необходимо придать симметричную и стандартизированную форму, чтобы поместить в стандартную ювелирную оправу.
Во-вторых, покупатели предпочитают бриллианты различных форм, поэтому продавцы драгоценностей предоставляют широкий ассортимент камней всевозможных размеров и конфигураций. В-третьих, огранка и полировка улучшают яркость, блеск и сверкание камня.
Конечно, не все бриллиантовые формы позволяют максимизировать отражающие характеристики камня, тем не менее, ценность бриллианта, в основном, измеряется его способностью блестеть и сверкать.
Например, круглая огранка является самой популярной потому, что такой бриллиант имеет самые высокие характеристики сияния и яркости.
Очень важно при обработке камня подчеркнуть и приумножить его достоинства. Это очень сложная задача, поскольку специалисту нужно балансировать между четырьмя параметрами (масса, огранка, чистота и цвет), чтобы достичь наибольшей ценности и, следовательно, стоимости бриллианта.
Например, если у камня много видимых вкраплений, то ювелиру придется выбирать: улучшить чистоту камня, но потерять в массе или сохранить массу, но с низким уровнем чистоты.
Как алмаз становится бриллиантом
Если вы думаете, что реально огранить алмаз в домашних условиях, поспешим вас разочаровать. В наши дни до огранки минерал проходит несколько этапов подготовки. Сначала камень оценивают эксперты, которые определяют степень его ювелирности: цвет, чистоту, количество дефектов. Из одного неограненного алмаза может получиться несколько бриллиантов, если огранщики решат, что более мелкие камни окажутся дороже самого крупного. Подробнее о разнице между алмазом и бриллиантом →
Чтобы найти крупные камни, руду в спецмашинах просвечивают рентгеном — алмазы имеют свойство светиться еще некоторое время после облучения. После этого на неограненный алмаз наносится разметка так, чтобы отсечь как можно меньше, и бриллиант получился как можно больше. Но, прежде чем попасть в руки огранщику, алмазы проходят еще один уровень обработки — обдирку.
Как гранят алмазы:
- Сначала специалист визуально оценивает сырьевой алмаз, подыскивая оптимальный способ обработки и разделения его на части. Затем наносит разогретый клей на держатель над резцом пилы, покрытым алмазной крошкой и специальным маслом. На то, чтобы распилить один средний сырьевой алмаз, в среднем, ушло бы до 4 часов времени.
- Второй этап процесса – шлифовка, или придание сырьевому алмазу формы. Исходная форма задается компьютером при помощи 3D-моделирования, после чего огранщик устанавливает алмаз на ограночном киче (несущем рычаге) и надежно закрепляет его. Затем он прижимает к камню чугунный диск, который, вращаясь, стачивает все шероховатости, оставленные алмазным резцом. Они едва соприкасаются, но при этом все пороки превращаются в пыль. Процесс стачивания занимает еще 3-4 часа.
- Непосредственно гранение начинается с площадки – верхней плоской грани камня. Вслед за площадкой ограняются венчики, под таким углом, чтобы они оптимально сошлись в нижней части изделия. Специалист внимательно следит за тем, чтобы грани находились зеркально по отношению друг к другу, максимально отражая и рассеивая свет, попадающий в камень. Ведь именно так определяется качество огранки бриллианта. В этом ему помогает прибор, который замеряет углы граней у алмаза и придает им наклон в 42°.
- Затем специалист наносит грани, которые находятся сразу под плоской площадкой, так называемую корону. А потом высекает пояс – кольцо из граней, которое отделяет корону от венчиков.
- Завершающий штрих на превращении алмазов в бриллианты добавляет кислота – она удаляет с ограненных камней остаточную пыль.
Как производится обработка алмазов?
Так как алмазы очень твердые, резать их очень трудно и сложно. Необработанные алмазы распиливаются и режутся с помощью специальных лезвий и лазеров.
Очень часто необработанные алмазы проходят анализ с помощью 3D технологий, чтобы воспроизвести и наглядно увидеть, каким получиться камень на выходе и каким способом его лучше всего резать.
После того как алмаз разрежется на определенные кусочки, формируется их форма и конфигурация граней и только потом полируется.
Гранение алмазов.
Гранение — важный шаг в обработке алмазов. Этот процесс представляет собой обрезание граней, которые формируют конечную форму бриллианта.
Число, форма и расположение граней определяют тип огранки. Например, у круглой огранки должно быть определенное число граней, с обозначенной формой и расположением, которое строго соответствует стандартам и рекомендациям.
Гранение имеет большое значение потому, что форма и расположение граней, в конечном счете, влияет на способность отражать и преломлять проникающий свет.
То есть, сколько света пройдет вглубь камня и сколько сможет отразиться на поверхности вершины или на другом участке камня.
Это крайне важно для качества камня потому, что чем больше света вернется на поверхность, тем более яркий и блестящий бриллиант будет. Непропорциональные, несимметричные, с неправильной формой грани приведут к низкому сорту бриллианта, который будет темным и тусклым.
Однако есть такие виды огранки, которые не призваны максимизировать блеск, они интересны своей формой и параллельными гранями. Например, изумрудная огранка, она тоже достаточно популярна, хотя такой бриллиант не отличается яркостью своего блеска, ввиду особенностей своего строения.
Как выбрать огранку бриллианта?
При покупке бриллианта одним из решений, которые вы должны принять, является выбор огранки.
Давайте посмотрим и узнаем больше о том, как выбрать правильную огранку для вашего камня.
Понятие форма часто используется для обозначения алмазной огранки, но эти два термина не означают одно и то же.
В то время как форма относится к видимым очертаниям и общему виду бриллианта, огранка имеет более всестороннее значение, которое также включает число, форму, размеры и расположение граней камня.
Например, огранки «принцесса», «ашер» и «радиант» имеют прямоугольную форму, но отличаются пропорциями и тем, как их грани сформированы и выстроены.
Насколько важна алмазная огранка?
Справедливости ради стоит отметить, что огранка, пожалуй, самая значительная качественная характеристика алмаза, иногда более важная, чем цвет, чистота и вес карата. Это не означает, что не важно, насколько прозрачный или бесцветный камень.
Однако, способ, которым ограняется бриллиант, определяет, как хорошо он будет отражать свет, и сколько блеска и сияния он будет в результате иметь.
Бриллиантовая обработка с правильными пропорциями может выглядеть столь блестящей, что ее сияние сделает несовершенный цвет или чистоту менее видимыми.
С другой стороны, алмаз той же чистоты и шкалы цвета, но с более плохой огранкой, не будет иметь такого блеска. Мало того, что такой камень будет выглядеть менее ярким, но и его естественные недостатки и желтоватые оттенки будут более заметны.
Огранка бриллиантов: экскурс в историю
Изначально огранка алмазов была довольно бесхитростной и включала в себя только два этапа: шлифовку и полировку. Переломом в ювелирном деле стал 1465 год, когда придворным ювелиром герцога бургундского была предложена форма огранки — роза.
Такая бриллиантовая огранка считалась эталонной вплоть до 1919 года, когда русский математик Марсель Толковский с помощью точных расчетов получил идеальные пропорции граней бриллианта. При ней свет попадает через верхнюю плоскую часть бриллианта, называемую «короной», и преломляется в нижних гранях, создавая радугу. Его способ огранки алмаза называется «русская огранка» (Russian cut), на выходе получается бриллиант на 57 граней. Сейчас она считается классической.
В 1961 году Арпад Неджи превзошел результат Толковского, увеличив количество граней до 65. Квадратная форма бриллианта с таким количеством граней называется «принцесса», или «идеальная огранка» из-за ее четкой симметрии.
Какие критерии используются при выборе алмазной огранки?
Среди алмазов, которые классифицированы и имеют сертификат, вы можете выбирать, ориентируясь на качество обработки каждого камня.
Вы также можете сравнивать бриллианты по уровню их блеска, а поскольку это характеристика, которая напрямую зависит от размеров камня, вы будете косвенно выбирать более пропорциональную огранку.
Иногда, вы можете подбирать определенные пропорции, которые соответствуют какой-либо вашей потребности.
Например, для обрамления, скрывающего нижнюю часть алмаза, вы можете выбрать камень, который ограняется менее глубоко, чем обычно, чтобы при установке была видна значительная часть его поверхности, и при этом он будет выглядеть больше.
Как гранят алмазы
Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.
Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.
Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.
Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.
Из кладовой алмаз попадает на УЗТЦ – участок замкнутого технологического цикла. Здесь технологи рассортируют и разметят камни.
Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья. Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.
Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.
А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.
Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.
С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением.
Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.
Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.
Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.
После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.
Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. Подвергаясь механическому воздействию шлифовального диска, углерод меняет структуру. На кристалле образуется тончайшая графитовая пленка, которая истирается, доводя алмаз до нужной формы.
Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.
При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.
Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.
Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.
После огранки и промывки уже не алмазы, но бриллианты поступают на участок оценки. Здесь специально подготовленные, сертифицированные работники оценят качество огранки — цвет и дефектность камня.
При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.
Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.
С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.
Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.
Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.
Количество бриллиантов может посчитать сами. И каждый со своей детально записанной историей.
Одни ограненные на «Звездочке» бриллианты отправляется в Гохран, пополняя золотовалютные кладовые страны. Другие становятся предметами роскоши. Последние убывают на участки ювелирного производства, расположенные здесь же в цехе.
Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.
Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.
В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.
Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.
На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.
В этой литейной печи все и происходит.
Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.
Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.
Позже при выдаче со склада эту фольгу по весу обычными ножницами нарезает навесчик, сообразуясь с заданиями на производство конкретных ювелирных изделий.
Получившаяся отливка – тоже «елочка», только уже золотая.
С этой «елочки» откусываются заготовки будущих украшений.
Готовые отливки подвергаются контролю на предмет цельности отливки, наличия раковин и дефектов. После этого контрольного этапа монтировщики очистят и соберут заготовки в готовые изделия. Здесь же на украшение закрепят бриллианты.
Монтировщик работает над поддоном. Золотая пыль, крошка и обрезки – их именуют «спилы» –собираются в специальные контейнеры, разделяясь по цвету металла – белое, желтое, красное.
Раз в месяц монтировщики переплавляют эти спилы и после экспертизы они возвращаются в производство.
Так выглядят перелитые спилы.
Экспертиза выполняется здесь же при помощи хитрого прибора «X-MET 7500».
Прибор определяет чистоту золота, состав примесей в металле. В этом случае в перелитых спилах содержится золото и лигатура – медь, никель, серебро, цинк и олово. Для специалистов — это рентгенофлуоресцентный портативный энергодисперсионный спектрометр. Принцип его действия мы выяснять не рискнули, но любопытный читатель легко нагуглит нужную информацию. В обывательской интерпретации — это анализатор химического состава металла.
Прибор, несмотря на свою компактность, весьма дорогостоящий. Стоит даже дороже упомянутого выше бриллианта. У коренной части золотой «елочки», ее называют «пятак» или «пятка», судьба иная. В этой нижней части отливки собирается масса примесей и грязи. Очисткой этого золота займутся уже на аффинажном заводе.
С участка сборки ювелирные изделия попадают к полировщику.
Здесь им придадут окончательный блеск и отправят на склад. Оттуда уже в магазин.
Как и алмазы с бриллиантами каждое золотое украшение «путешествует» по технологической цепочке в отдельной упаковке, снабженное ярлыком со штрих-кодом, позволяющим проследить всю историю конкретного кольца, зажима для галстука или еще какой дорогой безделушки.
На этом мы завершаем повествование. Надеемся, вам было интересно. Благодарим заместителей начальника цеха Ольгу Боровкову и Алексея Кожина за радушие с которым нас принимали и увлекательный рассказ.
Источник