Способы обработки и облагораживания драгоценных камней

Ювелирные камни и самоцветы ценятся за прозрачность, способность преломлять свет или же за красивую окраску и затейливые узоры, если речь идет о непрозрачных минералах. Однако, глядя на добытые из породы образцы, сложно увидеть красоту, спрятанную внутри. Чтобы показать и подчеркнуть достоинства самоцветов, добываемое сырье подвергают дополнительной шлифовке, полировке или огранке. Именно обработка камня позволяет раскрыть лучшие свойства природного сырья и повысить его стоимость.

обработка драгоценного камня

Методика и выбор обработки

Иногда вместо термина «грань» используется слово «фасет». Площадки, или фасеты, наносятся на камень для того, чтоб луч света, падая на экземпляр, преломлялся и создавал эффект сияния. Существует несколько видов огранки, но все они, кроме круглой, называются фантазийными. Схема огранки любого вида есть у ювелира в качестве ориентира для дальнейших действий.

Виды огранки камней

Огранка выбирается по таким критериям, как:

  • Характеристики и вид минерала. Особенно влияет такое качество, как хрупкость, поскольку при неосторожной огранке камень может рассыпаться в руках ювелира.
  • Количество недостатков и их расположение в минерале. Эти дефекты можно скрыть с помощью правильной огранки и падения лучей на камень.
  • Раскрытие потенциала минерала и лучших его качеств, при этом экономия сырья.
  • Сложность процесса по отношению к конкретному минералу. В зависимости от сложности может вырасти и стоимость изделия.
  • Размеры камня и мастерство огранщика также влияют на выбор техники.

Современные виды огранки алмазов в бриллианты

Благодаря огранке камень начинает сиять, становится ярким, великолепным. Важно, чтобы работу производил опытный мастер. На стоимость бриллианта влияет размер граней, положение, симметричность, полировка самоцвета. Минералы с одного месторождения, обработанные разными ювелирами, могут иметь разницу до 30% в цене.

Самый распространённый современный способ огранения самоцветов – обработка коммерческая. Кроме неё, алмазы обрабатывают фантазийным методом. Такие виды огранки камней драгоценных более сложные, цена на них выше.

В обработке коммерческой есть разные формы бриллиантовой огранки, оказывающие влияние на цену украшения.

Различают типы огранки бриллиантов:

«А» — самоцветы с идеальными пропорциями, большими потерями при обработке. Изумительно воссияет при попадании света.

Основные формы огранки ювелирных камней

С помощью огранки можно скрыть включения в структуру, убрать трещинки, исправить неравномерность оттенка. Среди разновидностей процесса выделяют такие формы:

  • Традиционная круглая огранка, или «Роза». Число граней равняется 57 (бриллиантовый подвид), 33 или 17. Это универсальная форма, которая может выполняться на любом минерале, но чаще применяется по отношению к бриллиантам. Это самый старый и проверенный способ обработки, который появился в начале 1900 годов. Методика демонстрирует блеск и игру минерала в камне, а также способствует его «долгожительству». Именно эта форма предупреждает появление сколов или других внешних повреждений на камне. Она не позволяет сэкономить сырье, поскольку теряется до 50% материала во время обработки, но бриллиант можно переогранять. Если камень маленький, весом до 1 карата, то огранка делается на 33 грани, а если вес составляет меньше 0,3 карат, то применяется 17 граней.
  • Овальная огранка также имеет 57 граней. Чаще всего используется в женских украшениях: серьгах, кольцах, браслетах или подвесках. Методика появилась в шестидесятых годах ХХ века. Вытянутая форма камня дает возможность рассмотреть переливы оттенков. Если она используется в кольце, такое изделие визуально удлиняет пальцы.
  • Техника «Маркиз» делает 55 граней минералу. Такая огранка драгоценных камней используется для колец, сережек или подвесок. Форма камня овальная с заостренными концами. Камень получается хрупким, визуально напоминает улыбку. Он способен удлинять пальцы, если самоцвет оправлен в кольцо. Камни такой обработки носили аристократы, впервые технику изобрели во Франции в честь маркизы де Помпадур.
  • Техника «Бриолет», она же «Капля» или «Груша». Количество фасетов в ней 55-56, минералы оправляются в ожерелья, кулоны или серьги. Разновидность объединила способы «Маркиз» и овальный. Один конец сужен и защищен оправой, поскольку острая сторона хрупкая. Капли могут быть разных размеров и красиво выглядят в висячих украшениях.
  • Огранка «Принцесса» с количеством граней 49, 65 или 68. Относительно дешевая разновидность обработки, поскольку минерал теряет в процессе мало веса. Камень получается прямоугольной или квадратной формы. Методика используется для обработки камня и оправления в обручальные кольца. Но острые углы требуют защиты драгметаллом из-за хрупкости материала.
  • Восьмигранник, или «Изумруд», в котором может быть разное количество фасетов. Используется для всех типов мужских или женских украшений. Грани большие и не слишком хрупкие. Но при этом камень должен обладать внушительными размерами и хорошим показателем чистоты. Скрыть дефекты такой обработкой не получится. Можно продемонстрировать насыщенность оттенка, игра света будет меньшей, но более ощутимой по яркости вспышек. Стоимость минералов после этой обработки дорогая из-за характеристик камня.
  • Технология «Ашер». Часто встречаются минералы на 25, 49 или 72 грани, но возможно любое количество. Это подвид огранки «Изумруд», правда, с большим количеством этажей, то есть ярусов фасетов. Изобрели методику в Бельгии в 1902 году и назвали в честь братьев-ювелиров Ашер. Число граней зависит от размера камня, но характеристики самоцвета должны быть практически идеальными. Огранка подходит для украшений в стиле арт-деко.
  • Способ «Радиант» с количеством фасетов 65 или 70. Камень по виду напоминает восьмиугольник или квадрат со срезанными углами. Это такая комбинация «Принцессы» и «Изумруда». Также методика требует чистоты, прозрачности и игры света. Восьмиугольник будет красиво выглядеть при условии больших размеров минерала. Из-за величины камни часто выбирают мужчины, чтоб подчеркнуть свою статусность, но техника немного укорачивает пальцы, если применяется в кольце. Хорошо таким образом огранять полихромные минералы, а также аметрины.
  • Форма огранки «Сердце» с количеством фасетов 57-58. Используется для сережек, кулонов или подвесок. Камень такого вида можно подарить возлюбленной. Главное, при огранке соблюдать пропорции, чтоб сердце не стало слишком хрупким и уязвимым.
  • Методика «Триллиант» или «Триллион». Количество граней может быть разным. Происхождение огранки — голландское. Она возникла относительно недавно, в восьмидесятые годы ХХ века. Это фантазийная огранка, которая пока редко применяется на практике.
  • «Кушон», способ еще называется античным, или антиком. Минерал ограняют таким образом, когда требуется сохранить сырье и обработать материал наиболее экономно. Вес минерала практически не теряется, но внешний вид иногда страдает. Углы у минерала получаются закругленными, а грани широкими. Применяется даже по отношению к бриллиантам.
  • «Кабошон», имеет несколько подвидов, но общая черта камней — круглая, выпуклая форма. Это самая старая огранка, которая сейчас снова входит в моду. Граней в таком минерале нет. Название произошло с французского языка, ведь именно во Франции форма стала популярной настолько, что ею ограняли даже алмазы. Отлично подходит для минералов с эффектом астеризма или кошачьего глаза. Поделочные или полудрагоценные камни чаще всего ограняют таким способом. Стоит обратить внимание на шлифовку и полировку минерала.
  • Пятигранник или шестигранник — фантазийные огранки, по форме напоминающие геометрические фигуры. Гарнитуры и украшения такого плана приобретаются не на один сезон. Способ обработки только набирает популярность. Крупные вставки в изделии обрабатывают таким способом.

Чтоб оценить качество обработки, используются специальные шкалы. Оценка огранки и информация указывается в сертификате экземпляра. Если говорить о шкале Геммологического Института Америки, то там присутствуют такие градации:

  • excellent (отличная огранка);
  • very Good;
  • good;
  • fair (средняя);
  • poor (неудовлетворительная), но камни можно переогранить.

В России и на территории стран СНГ используется буквенное значение от «А» до «Г». «А» отвечает первоклассной обработке, а «Г» — плохой.

Виды огранки камней значительно меняют внешний вид изделий, расставляют цветовые акценты. Но разбираются во всех тонкостях процесса только ювелиры. Обычные покупатели оценивают симметрию и внешнюю красоту минерала — именно на это следует обращать внимание при выборе украшения.

Ювелирные камни и самоцветы ценятся за прозрачность, способность преломлять свет или же за красивую окраску и затейливые узоры, если речь идет о непрозрачных минералах. Однако, глядя на добытые из породы образцы, сложно увидеть красоту, спрятанную внутри. Чтобы показать и подчеркнуть достоинства самоцветов, добываемое сырье подвергают дополнительной шлифовке, полировке или огранке. Именно обработка камня позволяет раскрыть лучшие свойства природного сырья и повысить его стоимость.

Технология и виды галтовки

Итак, галтовка – это финишная обработка натуральных камней для создания ювелирных изделий. В процессе используются специальные галтовочные наполнители.

Тип галтовки зависит от варианта перемешивания абразивного наполнителя внутри барабана машины, принципа работы и вариантов крепления изделий. Основные виды установок для обработки материала с плюсами и минусами в описании ниже.

Галтовочный барабан: принцип работы и особенности

Речь идет о самой примитивной и доступной машине для финишной отделки материала. Она выполнена в виде барабана многогранной формы или в форме цилиндра. По отношению к оси может находиться как стандартно горизонтально или вертикально, так и под определенным углом.

Запускается барабан с помощью электродвигателя. Отделка и очистка камня проводится в результате перемешивания материалов и абразивных чипсов в свободном пространстве во время работы установки. Такая машина считается самым доступным вариантом для частных ювелиров. Она простая в использовании и достаточно малогабаритна – в этом главные преимущества. Из недостатков стоит выделить несовершенство процесса, на смену которому успели прийти более современные технологии.

Главные минусы барабанной галтовочной машины:

  1. Низкие показатели скорости по сравнению с более обновленными версиями оборудования, например, вибромашинами или роторными.
  2. Сложности с разделением абразивных чипсов и готовых изделий (особенно мелких) после окончания отделки.
  3. Проблемы в реализации финишной полировки мокрым методом.
  4. Невозможность работать с изделиями и материалами, нуждающимися в деликатной отделке из-за особой конфигурации.
  5. Полностью закрытый для наблюдения процесс обработки.
  6. Неравномерная шлифовка материалов сложной конфигурации.
  7. Шумная работа, требующая обязательного устройства шумоизоляции, либо выделения отдельного помещения.

Вышеперечисленные недостатки подтверждают, что барабанная галтовка подходит только для незначительных по сложности галтовочных процессов. Так, например, машина идеально справится с очисткой следов литья после соответствующих процессов.

Галтовочная вибрационная установка – что такое и как работает

Оборудование этого типа пользуется наибольшим спросом среди ювелиров любого уровня. Машина представляет собой все тот же барабан определенной формы с виброприводом, закрепленным на корпусе. Вовнутрь барабана загружают галтовочную смесь и материалы для обработки. Дополнительно могут добавлять растворы компаундов для обработки мокрого типа.

Что такое облагораживание камней

Природные минералы с высокими показателями прозрачности и насыщенной окраской — большая редкость. Большинство добываемого сырья имеет мелкие дефекты, неравномерную или бледную окраску. Чтобы улучшить качество и характеристики ювелирных камней, были разработаны методы их облагораживания. В отличие от природных самоцветов, облагороженные образцы стоят дешевле. Более того, в сопровождающих документах должна быть указана информация о том, был ли минерал облагорожен.

Облагораживание — это обработка уже ограненных кристаллов или натурального необработанного камня

Она состоит в целенаправленном физико-химическом воздействии на сырье, в результате чего удается добиться повышения ключевых потребительских качеств минералов.

Например, ювелиры заметили, что при нагревании прозрачных или слабоокрашенных кристаллов аметиста, которые имеют невысокую рыночную стоимость, можно получить востребованные желтые камни, напоминающие цитрины. Популярными стали минералы с зональной окраской, называемые аметринами: при нагревании аметиста лишь с одной стороны получается кристалл желтый с одного конца и фиолетовый с другого.

Основные способы облагораживания камней, которые приняты в ювелирной индустрии и считаются допустимыми:

  • Отжиг (термическая обработка). В результате воздействия высоких температур многие минералы приобретают более насыщенную окраску. Кроме того, этот метод используют для устранения нежелательных оттенков (например, синих у рубинов) или включений (например, рутила в сапфирах).
  • Обработка маслом — применяется в тех случаях, когда необходимо скрыть трещины. Процесс облагораживания состоит в том, что в раскол, из которого выкачаны воздух и вода, под высоким давлением впрыскивается масло, имеющее схожий коэффициент преломления. В результате трещины становятся практически незаметными.
  • Обработка эпоксидной смолой, как и промасливание, улучшает показатели прозрачности образцов и повышает их прочность.
  • Радиоактивное облучение — основной метод получения редких в природе голубых топазов, цветных алмазов и кварцев. В зависимости от вида минерала используется рентгеновское, ультрафиолетовое, гамма-излучение или воздействие потока энергетических частиц (нейтронов, протонов, электронов или альфа-частиц).
  • Нанесение покрытия — позволяет получать кристаллы с необычной окраской, например, после нанесения на поверхность топаза тончайшей пленки из драгметаллов получают мистик-топаз, отличающийся радужными переливами.

Что предлагают под видом аметиста

Имитации и подделки аметиста — частое явление на ювелирном рынке. Например, за драгоценный минерал могут выдавать фиолетовое стекло. Однако профессионал способен легко различить их при помощи лупы.

В качестве материала для изготовления подделок могут использовать пластик и другие минералы, более дешевые, но внешне похожие на аметист.

Нередко можно встретить и синтетические аметисты, химический состав которых идентичен натуральным. Отличить природный камень от искусственного смогут профессионалы-геммологи, но и простой обыватель может увидеть разницу.

Отличия искусственного аметиста от натурального

Искусственные камни нельзя назвать подделкой, но знать их отличия от натуральных полезно, ведь нередко лабораторные образцы выдают за природные.

Минерал, выращенный в лаборатории, отличается насыщенностью цвета и идеальной прозрачностью, а естественные самородки имеют в составе некоторые примеси (включения) и часто бывают довольно светлыми. Выходит, что чем «совершеннее» камень и чем больше он похож на стекло, тем выше вероятность химического происхождения.

Ещё одна характерная особенность искусственного аметиста в том, что при близком рассмотрении он даёт ощущение неестественности, в камне не чувствуется жизнь. К тому же синтетические экземпляры постоянно падают в цене из-за роста рынка промышленных камней, следовательно, искусственные образцы не имеют инвестиционной ценности.

Существует оригинальный способ проверить происхождение аметиста. Достаточно погрузить камень в воду — если визуально края минерала становятся бледными (теряют окраску), то, скорее всего, он родился в недрах земли.

Проверка подлинности аметиста в домашних условиях

Существует несколько способов определить подлинность аметиста в домашних условиях. Необходимо учитывать свойства камня, проанализировав которые можно сделать выводы о его натуральности. В первую очередь стоит обратить внимание на видимые глазу признаки. Для внешнего вида натурального камня характерно:

  • наличие “натурального”, не слишком яркого цвета
  • слегка неравномерная окраска
  • различные примеси, трещинки, пузырьки воздуха
  • мутноватость, средний уровень прозрачности

Цвет камня на свету

Цвет натурального камня не должен изменяться в зависимости от освещения, он должен сохранять свой оттенок и при дневном, и при искусственном свете. Исключение составляет ультрафиолет: под воздействием такого освещения естественный камень становится абсолютно прозрачным, а искусственный — только местами.

Прочность камня

Твердость аметиста по шкале Мооса равна 7 — это означает, что данный минерал по своим свойствам тверже многих видов стали. Поэтому натуральный камень на долгие годы сохранит свою текстуру, равномерность и целостность, ведь его не поцарапает ни повседневная пыль, ни песок.

Теплопроводность

Природный аметист обладает низкой теплопроводностью, поэтому нагревается он медленно. Такой камень, в отличие от подделки, долго останется прохладным в руках.

Отчетливо можно увидеть разницу, если одновременно держать настоящий и поддельный аметист в руках: ненастоящий камень очень быстро станет теплым.

Проверка под лупой

Вооружившись 10-кратной лупой, можно внимательно рассмотреть аметист и сделать выводы о его подлинности.

В природном экземпляре не должно быть видно изогнутые борозды, то есть линии роста камня. Если они присутствуют, это говорит об искусственном происхождении аметиста или о том, что перед Вами подделка.

Рассматривая натуральный камень можно увидеть неравномерность окраски. Это объясняется тем, что самоцвет состоит из отдельных кристалликов, светлых и темных. Сплошная, ровная окраска указывает на синтетическое происхождение образца.

Профессиональные методы проверки

В лабораторных условиях можно достоверно изучить природу камня и сделать точные выводы о подлинности.

В этих целях используют метод спектрального анализа и рентген. Например, с их помощью в аметисте можно найти примеси гётита — минерала, который обязательно присутствует в натуральном кварце, разновидностью которого и является фиолетовый самоцвет.

При покупке драгоценных камней не стоит забывать и о формальных методах проверки, изучать документы и всю сопроводительную информацию. У каждого изделия должен быть паспорт с данными о производителе, о характеристиках использованных металлов и их пробе. Также обязательно наличие заключения о подлинности и качестве камней.

По запросу покупателей ювелирный дом Maxim Demidov организует проведение независимой экспертизы камней в ведущем геммологическом центре — на факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Купить ювелирные украшения с природным аметистом в можете в каталоге Maxim Demidov. Их подлинность и красота не оставляют никаких сомнений — перед вами настоящие шедевры ювелирного искусства и творчества самой природы.

Виды обработки камня

Облагораживание камней — лишь один из этапов обработки самоцветов, который не является обязательным. Перед тем как попасть в руки ювелира и стать частью украшения, все ювелирные камни проходят через процесс обязательной обработки. Ее методы подбирают в зависимости от основных физико-химических свойств минерала: прозрачности, твердости, наличия или отсутствия рисунка.

Современная обработка включает следующие способы:

  • Распил породы — осуществляется на станках, оснащенных ленточными, дисковыми или канатными пилами. В качестве альтернативного варианта промышленной распиловки добываемой породы для этой цели используют лазер.
  • Обдирка — придание сырью предварительной формы.
  • Шлифовка — промежуточный этап, который позволяет получить равномерную шероховатость поверхности камня и лучше оценить его форму.
  • Лощение — раскрывает рисунок и структуру минерала, для чего используются шлифовальные круги с напылением шлифовальных порошков.
  • Огранка — вместе с предыдущими методами является неотъемлемой частью обработки прозрачных драгоценных камней, в результате которой удается максимально полно раскрыть блеск и светопреломление минералов.
  • Полировка — финальная стадия, в результате которой поверхность камня приобретает зеркальный блеск.
  • Гравировка — декоративный вариант обработки, который состоит в нанесении рисунка на поверхность.

ЧТО ВЫДАЮТ ЗА БРИЛЛИАНТЫ

Дуплет — вставка, которая состоит из двух частей. Вставка стоит в разы дешевле, а продается по стоимости оригинала. Как правило, бриллиантовой является только верхушка, к которой крепится нижняя часть. Ее делают из стекла или дешевого минерала. Дуплеты всегда прячут в глухую оправу

. Так что перестраховаться легко, просто игнорируй аксессуары с такой закрепкой.

Синтетические бриллианты. Это алмазы, которые создают по инновационным технологиям. По физическим свойствам они практически равны природным, но стоят в разы дешевле. Изначально разница в цене составляла всего 30%. Но затем алмазодобывающие компании ополчились против синтетики, в которой нет «ни души, ни божественного прикосновения». Они создали свои компании по выращиванию «конкурентов». И запустили коллекцию украшений в стиле броской бижутерии. Этим они преследовали две цели. Первая — создать синтетическим бриллиантам репутацию на уровне стразов: модно, дешево, несерьезно. И вторая — опустить их стоимость. Цены рухнули в десять раз (!), что сыграло на руку недобросовестным ювелирам.

Муассаниты и фианиты. Эти искусственные камни — наиболее популярные «дублеры» бриллиантов. Не профессионалу различить их трудно. Впрочем, у искусственного камня цветовые вспышки ярче, бриллиант отсвечивает серым цветом.

Инструмент для обработки в домашних условиях

Обработка природного ювелирного или поделочного камня в домашних условиях может включать резку, полировку, гравировку и шлифовку самоцветов. Все действия следует проводить только с непрерывной подачей воды, которая удаляет каменную пыль и охлаждает поверхность камня и инструмента.

В зависимости от вида воздействия потребуются следующие инструменты:

  • система непрерывной подачи воды — можно использовать губку или капельницу;
  • станок для резки или болгарка с алмазными пилами — для распиловки твердых образцов;
  • ножовка по металлу подойдет для мягких камней, например, для гагата или янтаря;
  • тиски или струбцина — для крепления образца;
  • шлифовальный станок;
  • бормашина поможет в проделывании отверстий в камне, шлифовке и полировке, если подобрать подходящие насадки;
  • гравировальный набор можно использовать как для нанесения рисунка, так и для полировки;
  • наждачная бумага с различной зернистостью;
  • шлифовальные и полировочные диски различной текстуры;
  • шлифовальные порошки и алмазные пасты, например, паста гои;
  • квадрант — устройство для измерения и установки углов наклона, без которого невозможно нанести геометрически правильные грани;
  • кич — стержень, на который крепится кристалл на время полировки или огранки.

Полировка изделия

Предварительная подготовка

После разрезки и шлифовальных работ минерал полируют. На этом этапе он полностью раскрывает цвет и структуру.

Самоцвет нужно подготовить к полировке. Потому что составы, которые вы будете использовать, забивают поры изделия. Натуральный цвет изменится на несколько тонов, и камень станет бракованным.

Изделие предварительно обрабатывают расплавленным парафином. Он создает защитный слой.

Нагрейте минерал и опустите в состав на 2-3 минуты. Затем очистите застывший парафин деревянным скребком.

Камень готов к полировке.

Также для нанесения защитного слоя подходит канцелярский клей. Налейте средство в глубокую емкость и опустите в него камень. Оставьте на 12 часов. Затем аккуратно оботрите хлопчатобумажной тканью и начинайте полировать.

Есть еще один защитный материал – эпоксидная смола. Она продается в строительных магазинах.

Поставьте смолу в микроволновку на 10 секунд. Затем нанесите кисточкой на подогретый самоцвет. Излишки соскребите деревянной лопаткой.

Инструменты и материалы

Для полировки вам понадобятся:

  • станок полировальник с крутящимся войлочным диском;
  • тканевые, кожаные или войлочные кусочки;
  • алмазная паста для полировки;
  • мелкозернистый порошок из алмаза, окиси хрома, диамантина;
  • кусок дерева и натуральной кожи.

Оптимальная толщина крутящегося диска 40-50 мм, а скорость вращения 5-10 м/с.

Распространенный способ – использование куска войлока вместе с алмазным порошком. Но если структура камня зернистая (нефрит, лазурит, родонит), его обрабатывают с помощью дерева или кожи.

Наносите полировочное средство маленькими порциями. Достаточно половины чайной ложки.

Лучше добавить вещество в процессе, чем взять слишком много. Излишек не придает минералу ослепительный блеск. Чрезмерное количество средства сделает поверхность изделия матовой.

Цветной полировочный порошок может изменить цвет минерала.

Как отполировать камень в домашних условиях

Перед использованием станка полировальника предварительно смочите поверхность мыльной водой и включите устройство на 2-3 минуты.

Самостоятельная распиловка и накол

Обработка драгоценных и полудрагоценных камней — это компромисс между двумя стремлениями. С одной стороны, необходимо сохранить максимальный размер и вес готового изделия, с другой — придать идеальную форму или огранку, учитывая структуру и качество материала. Исходя из этих условий, специалисты, которые занимаются камнеобработкой, определяют необходимый размер и форму заготовок.

Чтобы расколоть кусок породы, можно использовать специальные приспособления, например, струбцину с двумя зубцами, изготовленными из закаленного металла. Для раскола больших кусков можно просверлить дырочки или сделать насечку по границе скола и последовательно пробивать линию среза, используя клинья и молоток.

Чтобы самостоятельно разрезать породу, можно купить готовый станок или собрать собственный, например, на основе электросверлильного прибора, оборудовав его системой непрерывной подачи воды. В качестве таковой можно использовать смоченную губку или поролон, если удерживать ее левой рукой в момент распила. Однако для соблюдения техники безопасности лучше использовать обе руки во время проведения работ, поэтому под рабочий стол с самодельным станком можно поставить поддон с водой, которая будет охлаждать режущий диск пилы.

Если в образце, который необходимо разрезать, есть трещины, их нужно проклеить эпоксидным клеем для большей прочности. Такая технология позволяет избежать нежелательных расколов материала в процессе распиловки. Перед тем как залить в трещины клей, камень надо прогреть на электроплите, чтобы испарилась влага. Когда минерал остынет до 60 ℃, можно нанести клей, стараясь, чтобы он проник глубже внутрь разлома. Когда клей высохнет, переходят к резке.

После того как сырье распиливают на кусочки, их отправляют на обдирку, в ходе которой заготовки приобретают приблизительные размеры и формы. Для этого используются крупнозернистые шлифовальные круги.

Техника работы

Первые ювелиры обрабатывали драгоценные камни только путём шлифования. Они отсекали от минерала лишние части и добивались гладкой поверхности. Эту технику назвали «Кабошон». Сейчас так ограняют камни матовых непрозрачных оттенков — бирюзу, говлит, турквенит. В результате получается кристалл, у которого одна поверхность плоская, а вторая — выпуклая.

Фасетную огранку используют для камней, пропускающих свет. Солнечные лучи попадают на минерал, преломляются на его гранях и вызывают искрящийся блеск. Всего выделяют несколько схем обработок:

  • клиньевая;
  • фасеточная;
  • русская;
  • комбинированная.

При клиньевой огранке камень лучше всего отражает свет. Ювелиры по этой схеме придают роскошную форму алмазам, горному хрусталю, рубинам, топазам и изумрудам. Фасеточная или ступенчатая обработка позволяет раскрыть внутреннюю красоту камня. Высота огранки зависит от цвета минерала: чем он темнее, тем больше количество граней. Техника подходит сапфирам, гиацинтам и рубинам.

Русская схема подразумевает безжалостное удаление всех частей самоцвета, которые мешают придать ему симметричную форму. Используется исключительно для алмазов. Комбинированный тип сочетает технику всех трёх видов огранки. Ювелиры получают самые красивые и дорогостоящие камни именно с помощью смешанной огранки.

Современные мастера ювелирного искусства не останавливаются на достигнутых результатах. Они постоянно находятся в поисках новых техник обработки камней. Ведь создать уникальное украшение с красивым самоцветом можно только с использованием фантазии, знаний и умений.

Как отполировать до блеска

Если облагораживание драгоценных камней предполагает изменение их свойств, то полировка использует качества, присущие самому минералу, и подчеркивает его природные достоинства.

Главный секрет успешной полировки в домашних условиях — постепенная смена абразивов: от более крупных к более мелким. В завершении процесса лучше использовать мягкие полировочные пасты в зависимости от типа минерала.

Подготовка к полировке

Полировка — финальный этап обработки натурального камня. После этого самоцветы можно использовать как вставки в украшениях и иных ювелирных изделиях.

Перед тем как перейти к полировке камня своими руками, он должен быть отшлифован. То есть его поверхность надо предварительно выровнять. Сделать это можно как вручную, используя наждачную бумагу, обернутую вокруг твердой основы и смоченную водой, так и с помощью специального инструмента.

Для шлифования, помимо станка, можно использовать болгарку или бормашину, на которые потребуется установить специальные насадки. Отшлифованная поверхность камня будет ровной и гладкой, но еще без зеркального сияния.

Чтобы отполировать минерал до блеска потребуются притиры из войлока, кожи или ткани, а также полировальные пасты или увлажненные тонкозернистые порошки — окиси хрома, диамантина, алмаза или трепела. Материалы следует подбирать в зависимости от особенностей обрабатываемого сырья.

Делаем чистку золотых украшений с камнями правильно

Со временем любые золотые украшения теряют свою привлекательность и первоначальный блеск покрываясь слоем налета, состоящего из всевозможной пыли, грязи и жира, а драгоценные камни, инкрустированные в металл, тускнеют по той же причине. Разумеется, возникает вполне актуальный вопрос, а как же правильно произвести чистку ювелирный украшений в домашних условиях, не навредив самому изделию и с какой периодичностью надо это делать?

Основные правила чистки украшений

Былую красоту ювелирного украшения важно без труда восстановить без какого-либо вреда для изделия, если неукоснительно соблюдать все правила, рекомендуемые специалистами. Чистить золотые украшения, инкрустированные камнями, рекомендуется не реже 1-2 раза в месяц и при этом не зачем обращаться специалисту, ведь он в свою очередь, возьмет за это деньги. Успешно справиться с налетом и грязью можно самостоятельно и первое что надо сделать это оценить твердость камня, инкрустированного в драгметалл. Под твердостью камня ювелиры подразумевают числовой показатель по шкале Мооса. Чем выше данное число, тем лучше ювелирное изделие будет переносить чистку, а для более хрупких камней используют щадящие методы. Самым твердым камнем считается бриллиант с показателем 9 баллов из 10, а хрупкими считаются минералы с показателем 5-6 балов и ниже, для которых механическое воздействие крайне нежелательно, ведь из-за такового на поверхности могут легко появится всевозможные сколы и царапины.

Способы чистки ювелирных украшений с твердыми вставками:

— самым простым способом чистки украшения от всевозможной грязи и пыли это использование теплой воды и зубной щетки с мягкой щетиной. Разумеется, таким простым способом старые и сильные загрязнения с поверхности ювелирного украшения убрать достаточно сложно, однако если стоит задача просто снять пыль с изделия, которое пролежало 1-2 месяца в шкатулке то вернуть прежний блеск и первоначальный вид вполне возможно и таким образом;

— далее можно ювелирные украшения с камнями просто протереть нашатырным спиртом приготовленном в соотношении 1 к 4 с теплой водой. После чего на 15-20 минут погрузить украшение в раствор, после чего промыть и насухо протереть обычным полотенцем или тряпочкой. Это поможет очистить не только камень, но и золото. Однако не стоит держать в воде камни долго (пару часов) так как некоторые минералы из-за влаги мутнеют;

— отшлифовать или отполировать поверхность ювелирного изделия можно с помощью фланели или сукна. Как правило это делают после чистки зубной щеткой или нашатырным спиртом либо же для того чтобы попросту убрать пыль с украшения, которая накопилась на нем за день. Также для более глубокой чистки можно использовать спирт или водку. Изделие протирают фланелью либо тампоном предварительно смочив ткань жидкостью. Для чистки трудно доступных мест ювелирного украшения можно воспользоваться ватной палочкой, предварительно смоченной в жидкости;

— также для чистки ювелирных украшений с камнями также используют растворы шампуня, мыла либо даже жидкости для мытья посуды. Украшение промывают в таком растворе параллельно прочищая мягкой зубной щетиной;

— бриллиант или сапфир можно даже очистить с помощью раствора уксуса и воды, т.к. твердые хорошо переносят кислоту, однако с хрупкими камнями этого делать не стоит.

Способы чистки ювелирных украшений с хрупкими вставками:

— мыльный раствор шампуня или мыла поможет достаточно эффективно устранить налет и пыль, а отполировать украшение можно используя мягкую ткань. Не стоит надолго помещать изделие в раствор так как хрупкие камни не переносят всевозможных щелочей и кислот, достаточно просто промыть и насухо вытереть;

— также достаточно безопасна сухая чистка, при этом изделия натирают обычной мягкой замшей либо другой мягкой тканью, а вот зубную щетку использовать не стоит. Также обратите внимание на тот факт, что изделие с камнями необходимо крепко держать в руках, ведь падение с высоты на твердую поверхность может спровоцировать трещины либо и вовсе расколоть вставку.

Чего не нужно делать при чистке украшений с камнями?

Ювелирные украшения, инкрустированные минералами, требуют тщательного ухода и регулярной чистки, однако при выполнении таких работ существуют весьма распространенные ошибки, а именно:

— ни в коем случае нельзя использовать для чистки агрессивные реагенты, разумеется, кислота и щелочь быстро удалят даже самый сильный налет, однако могут существенно нанести вред изделию. И хотя всем известно, что золото металл, не вступающий в химическую реакцию с кислотами и щелочами, в сплаве присутствует лигатура, которая, зачастую, подвержена негативному влиянию реагентов, Более того камни также активно реагируют на всевозможные кислоты и щелочи, так, например, растворить жемчуг вполне возможно в обычном столовом уксусе;

Обработка камней в домашних условиях

Все начинается с поисков камня. Это могут быть и минералы, и рудные породы. Особого внимания удостоились яшма, агат, хрустальные щетки и кремень. Но это лишь начало. Дальше идет обработка, в процессе которой камень разрезают отрезным дисками, найти которые можно в любом магазине алмазных инструментов. Любители предпочитают диски с диаметром от 125 до 200 мм и используют их на двигателе с мощностью 150-200 ватт посредством ременного привода. После резки важно охладить диск с обеих сторон.

Делаем станок для обработки камней в домашних условиях

Станок для резки камня в простых условиях сделать несложно. Если посмотреть на конструкцию, можно легко понять, где подводят охлаждение, и где какие детали будут расположены.

Правила шлифовки

Шлифовка камней для создания плоских пластин может производиться даже на простом стекле с использованием абразивных порошков. Следует сбрызнуть стекло и нанести немного порошка и можно приступать. При шлифовке порошок добавляет понемногу, по мере износа абразива, а вода нужна для поддержания сметанообразной массы.

Когда при шлифовке переходите от более крупного порошка к мелкому (по фракции), камень, стекло и руки следует хорошо промыть с мылом и щеткой: если в порошок меньшей фракции попадет хотя бы немного порошка большей фракции, все будет испорчено.

Когда камень отшлифован, его следует отполировать на войлочном/фетровом механическом круге, диаметр которого должен быть от 140 до 200 мм. В процессе полировки следует использовать окись хрома в виде порошка и вода. Вращение круга должно достигать скорости от 410 до 700 оборотов/мин.

Рекомендации

Это лишь один способ обработки, хотя на самом деле их намного больше. Для тех, кто влюбился в ручную обработку камней в домашних условиях, хотим предложить отличную конструкцию станка для обработки небольших камней. Так как схема предельно проста, мы дадим лишь рекомендации.

  1. В роли двигателя предлагаем использовать электродвигатели для стиральной машинки – они, как правило, однофазные, мощность колеблется от 190 до 240 ватт и они могут развивать до 1300 оборотов/мин. С такими характеристиками движка можно использовать двухступенчатые шкивы с передаточным числом 1:1 и 1:0.35.
  2. Первая передача идеально подойдет для обработки на планшайбах с закрепленным абразивным материалом, а вот вторая будет использоваться для обработки с сыпучим абразивом.
  3. В роли переключателя передач используйте клиновидный ремень с авто «Запорожец». Вы можете сделать резьбу крепления и левой, и правой, главное, чтобы при работе с нагрузкой планшайба не сходила с оси.
  4. Корыто для сбора шлака должно быть хотя в 2 раза больше диаметра планшайбы, то же касается и высоты бортов. На боковушки корыта вы можете прикрепить резину, чтобы в случае, если камень выпадет из рук, не разбился.
  5. Так как вся обработка ведется с использованием воды, нам потребуется капельница. Проблема в том, что ее использует лишь при работе на планшайбе с закрепленным абразивом. В случае использования сыпучего абразива лучше смачивать камень в отдельной ванночке, о наличии которой следует позаботиться заранее.
  6. И, конечно же, у вас должна быть не одна планшайба, а целый набор: деревянная, чугунная, из металла с прикрепленным войлоком и фетром. Это требуется для разных стадий обработки и полировки.

Химическая чистка

Для снятия поверхностного налета можно использовать химическую чистку. Ее плюсы в том, что образцы практически не страдают от сколов и царапин. При обработке камня в домашних условиях можно использовать 5-15% раствор щавелевой/соляной кислоты.

Важно: перед использованием этих кислот убедитесь, что обрабатываемые минералы не растворяются в ней. Обработке кислотой не подлежит арагонит и азурит.

При обработке лазурита и бирюзы следует быть осторожными, так как они хотя и медленно, но тоже растворяются. Для размягчения остатков органического происхождения камни вымачивают в уксусной кислоте. Соединения жиров отлично удаляются ацетоном и бензином.

Высокоэффективны для химической чистки некоторые средства бытовой химии, к примеру, «Антикипин», который отлично удаляет с минералов карбонатные известковые оболочки. Для труднодоступных участков используйте моющее «Прогресс». На последних этапах обработки химические минералы можно очистить средствами для мытья стекол и хрусталя.

Эффект будет и от «химической бани», т.е. вы кипятите минерал в скороварке под давлением. Благодаря этому приему пар проникнет даже в недоступные человеку места. После обработки камни следует хорошо промыть под проточной водой.

Резка и раскалывание

Камни, которые уже отмыли и очистили, следует отсортировать. Кто-то собирает лишь красивые образцы или окаменелости, редкие виды. Большинство подвергают весь найденный материал шлифовке и полировке, что помогает раскрыть красоту камней, а опытные в этом деле люди иногда находят в пески такие плоскости, которые при разрезе открывают картину перелива красок, причудливые пейзажи и даже портреты.

По итогу кто-то просто коллекционирует камни, а кто-то использует их для поделок, сочетания с деревом и металлом.

Но перед началом следует расколоть камень и удалить излишки. Для этого процесса (препарирования) изготовим специальное приспособление, которое поможет в работе с крупными образцами. Нам понадобится струбцина с двумя зубчиками из закаленного метала (как вариант, используйте тиски, в которых будут вмонтированы 2 уголка с зубьями из победита).

Как ухаживать за украшениями – деревянными, из камня, серебра

Украшения стали важным атрибутом в образе современной женщины. Колье и ожерелья, бусы, кулоны, браслеты, серьги – всё это богатство заполняет нескончаемые шкатулки, коробочки и косметички настоящей модницы. Чтобы любимые аксессуары не потеряли свой первоначальный внешний вид, им необходим правильный уход.

В этой статье мы и расскажем про основные правила ухода и хранения за деревянными украшениями, а также изделиями из натурального камня и серебра.

Как ухаживать за деревянными украшениями

Сразу развеем миф, о том, что украшения из дерева недолговечны и быстро теряют внешнюю привлекательность. При правильном хранении и элементарном уходе, дерево будет служить вам долгие годы.

Основные правила бережного хранения бижутерии из дерева

  • Не подвергайте бижутерию механическому воздействию. Постарайтесь не ронять ваши деревянные бусы и браслеты на твердый пол, особенно это касается бетонного покрытия и кафеля. На деталях появятся вмятины или трещинки, могут выпасть декоративные элементы, что, согласитесь, в лучшем случае не добавит привлекательности изделию, а в худшем – серьезные повреждения могут и не подлежать дальнейшей реставрации.
  • Храните аксессуары отдельно от царапающих металлических предметов (щипчиков, ножниц, кулонов с острыми краями). Они также могут нанести повреждение;
  • Избегайте длительного воздействия прямых солнечных лучей. Это высушит древесину, она может поменять цвет или потрескаться. То же касается и отопительных приборов (батарей центрального отопления, масляных радиаторов). Даже если ваши любимые бусы или серьги намокли, не сушите их таким образом.
    Древесину лучше сушить естественным путем, в хорошо проветриваемом помещении. В том случае, если в вашем доме очень жарко и сухой воздух, сложите их в коробочку с крышкой и уберите в темный угол;
  • Бижутерия из дерева не переносит воздействие бытовой химии и спиртосодержащих жидкостей. Если вы пользуетесь средствами для укладки и фиксации прически, а также туалетной водой или духами – снимайте свои аксессуары, а лучше – одевайте их в последнюю очередь, когда ваш образ полностью завершен.
    К разрушающим дерево веществам также относятся отбеливатели, наполнитель гелевых и шариковых ручек, фломастеры, маркеры, медицинские спиртовые растворы.

Чтобы понять принцип ухода, нужно знать, какими основными способами производители защищают свои изделия

  • Покрытие деревянных деталей прозрачным лаком
  • Защита восковым слоем

При первом способе повышается прочность изделия и его блеск, во втором – бижутерия сохраняет свою естественную фактуру, и смотрится более натурально.

Обычно воском обрабатывают сувениры и украшения из черного или красного дерева. Эти породы очень дорогие, встретить изделия из них в России можно крайне редко.

Мы привыкли называть красным деревом – древесину вишни, а черным – темно-коричневый цвет некоторых пород деревьев, таких как дуб.

Под воздействием времени и солнечных лучей изделия могут менять свой цвет – покрытые лаком бусины, как правило, светлеют (из-за разрушения лакового слоя), а обработанные воском, наоборот, темнеют (из-за процессов окисления).

Как правильно обновить внешний вид

Чтобы привлекательный вид украшений радовал вас дольше, периодически балуйте любимые серьги, колье и браслеты из дерева ухаживающими процедурами. Потускневшее изделие натирают сухой мягкой тканью или обрабатывают натуральными маслами. Подойдет оливковое или льняное.

Нужно нанести масло на поверхность, оставить на 30-40 минут, а затем протереть махровым полотенцем или любой другой хлопковой тканью. Следите, чтобы детали не подвергались чистке абразивными средствами.

Если в украшении присутствует резьба, накопившуюся пыль легко удалить обычной кисточкой для рисования (или для румян).

Уход за украшениями из натуральных камней

Разновидностей камня, из которого изготавливают украшения – великое множество. Все они условно делятся на три категории:

  • Ювелирные (драгоценные);
  • Ювелирно-поделочные;
  • Поделочные.

Каждая категория включает в себя определенный список минералов, которые, в свою очередь, делятся на классы. Мы не будем подробно вдаваться в классификацию этого природного материала, а рассмотрим общие правила ухода за бижутерией из натурального камня, а также остановимся на нескольких самых распространенных породах.

Начнем с того, что камни имеют разный химический состав и физические свойства, а это значит, что одни очень твердые и их используют в качестве распила более мягких пород (например, алмаз), а другие – имеют более пористую структуру, следовательно, многочисленные факторы окружающей среды на них воздействуют в разы сильнее.

Поэтому, первым правилом будет раздельное хранение украшений. Идеальный способ – личный бархатный или тканевый мешочек для каждого аксессуара. Так вы избежите повреждения более мягких минералов более твердыми.

Больше всего загрязнений скапливается в местах инкрустирования камня и в застежках. Убрать все ненужное можно с помощью обычной ватной палочки, смоченной в теплой воде. Не пытайтесь чистить украшения острыми металлическими предметами, вы можете поцарапать минерал или повредить крепления. Лучше воспользуйтесь специальными средствами, которые продают в ювелирных магазинах для определенных категорий минералов. Ассортимент довольно широк – пенки, салфетки, растворы.

Сложнее всего ухаживать за натуральными камнями органического происхождения: янтарь, жемчуг, бирюза, опал.

На них остановимся чуть подробнее

  • Янтарь – мягкий и деликатный камень, уход за ним требует особой осторожности. Он крайне чувствителен к химикатам и спиртовым растворам, поэтому не мойте посуду, не убирайтесь в изделиях с янтарем, а также следите, чтобы на него не попали капли духов или лака для волос. Под воздействием всех этих веществ, на поверхности янтаря проступает белый налет, удалить который практически невозможно.
    Оберегайте этот хрупкий минерал от сильных перепадов температур и долгого воздействия прямых солнечных лучей;
  • Жемчуг очень любит влагу. При постоянном сухом воздухе, высокой температуре и воздействию солнечного света, он высыхает и трескается. Также будьте аккуратны с косметическими средствами и духами. Избегайте их попадания на жемчужные бусины. Хранить нить жемчуга желательно в тени, отдельно от других украшений, завернув в мягкую ткань;
  • Бирюза – камень, склонный терять свой цвет.
    Происходит это из-за пористой структуры породы, которая впитывает любые испарения жиров и масел. Исключите попадание на украшение из бирюзы мыльного раствора, кремов и других косметических средств;
  • Опал – тоже порода пористая, не любящая резких перепадов влажности и температуры. Он может потрескаться, и потерять свой цвет и блеск. Оберегайте опал от механических воздействий и чистки абразивами. Целебной для этого камня будет процедура обработки глицерином.

Покупая понравившееся украшение из натурального камня, расспросите продавца о правилах ухода именно за этим минералом.

Уход за серебром в домашних условиях

Наши родители чистили серебряные вещи зубным порошком или содой. Моментальный эффект, конечно, был заметен, они светлели, но все-таки не стоит натирать серебро абразивными веществами. Такой метод разрушает полировку, которая так необходима, чтобы украшение не теряло свой блеск.

Чтобы серебро не темнело

  • Не храните его в помещениях с высокой влажностью (ванные комнаты, кухни);
  • Не производите уборку с химикатами;
  • При приготовлении еды избегайте контакта металла с содержащими сероводород продуктами (например, яйцами)

Также причиной потемнения серебряного изделия может стать болезнь человека, который его носит.

Если серебро все же почернело, есть несколько простых и действенных способов по его очистке.

Другие технологии обработки камня своими руками

Как мы уже поняли, достижение разных фактур камня дает разный эффект.

Рассмотрим ее несколько популярных видов:

  1. Раковистая – обладает впадинами глубиной 1-4 мм, и придает камню декоративности. Благодаря этой обработке можно применять каменные плиты для отделки зданий и оформления интерьера.
  2. Оплавленная – достигается благодаря термической технологии обработки на термогазоструйном станке. Отлично проявляет цвет и фактуру камня, при этом создает впечатление, что камень немного оплавлен. При таком виде обработки готовые изделия можно применять для отделки фасада, ступеней лестниц и площадок.
  3. Скалистая – выглядит как грубо обработанная порода с впадинами и выступами от 0,5 до 2 см, которые расположены хаотично и не проходили дополнительную обработку. Такого эффекта можно достичь благодаря скалыванию породы с заранее ослабленной поверхностью. Этот вид материала отлично подходит для отделки фасадов, подчеркивает их монументальность, значимость и природную связь с окружающей средой.
  4. Лощеная – достигается благодаря использованию шлифовальных кругов с напылением микропорошка. Благодаря этому поверхность идеально гладкая, но без зеркального блеска. Лощение открывает рисунок и выделяет структуру. Плиты, полученные таким способом, применяют для облицовки пола и стен.
  5. Канатная – получила большую популярность благодаря возможности резки пород любой плотности. Развитие идет сразу в трех направлениях – канатная (при использовании абразива), алмазно-канатная и распиловка канатом, который армирован твердосплавной шайбой.
  6. Ультразвуковая декоративная обработка камня занимает в промышленности почетное место. Процесс весьма медленный, но высокая точность все восполняет.
  7. Гравировка – ее используют, когда есть приспособление для выполнения таких точных работ, либо с помощью резцов по камню и молоточка. При использовании этих инструментов гравировку можно будет даже отполировать, если у вас есть электродрель и насадки для полировки.

Предварительная подготовка

Перед началом работы стоит проверить мягкость камня – подходит ли он для полировки. Для этого нужно взять перочинный нож и попробовать осторожно поцарапать поверхность. Если остался белый след или метка зернистая, камень не подходит для работы, полировка сделает его рыхлым. Если остался блестящий след, камень твердый, с ним можно работать.

Во время проверки необходимо держать нож по направлению от себя и не давить на него слишком сильно – он может соскользнуть.

Если необходимо отшлифовать найденный камень, сперва ему придают желаемую форму при помощи зубила и молотка. Если камень крупный, с большими выступами, потребуется сколоть выступы. В конце его нужно ополоснуть и убрать всю грязь.

Шлифовка наждачкой

Диффузия в кристаллическую решетку

Проникновение некоторых элементов в атомную решетку драгоценного камня во время термической обработки, чтобы изменить или подчеркнуть его цвет.

Наиболее часто встречающиеся обработанные таким образом камни

Корунд (сапфир и рубин). Эксперименты, проделанные в 1980-х годах по диффузии титана и хрома (окрашивающие реагенты корунда) были довольно успешны. В 2003 году на рынке стали появляться сильно окрашенные цветные сапфиры, что было подозрительно. Оказалось, что это была диффузия, но нового элемента: бериллия. Бериллий, размер атома у которого гораздо меньше, чем атомы титана или хрома, был в состоянии пройти весь путь через сапфир; даже очень крупные сапфиры успешно меняют свой цвет. Вскоре было обнаружено, что цвет рубинов также может быть усилен с помощью этого процесса обработки.

Полевой шпат. Некоторые разновидности полевого шпата, в частности, андезин и лабрадорит оказались восприимчивы к диффузии меди, полностью изменяя свой цвет.

Другие материалы. Были сообщения о диффузии с цветовыми изменениями в турмалин и цаворит (разновидность граната), но заявления оказались необоснованными.

Фактор долговечности

Лечение считается постоянным.

Обнаружение

Чрезвычайно трудно уверенно обнаружить во многих случаях, и только квалифицированными лабораториями.

В торговле

Пролеченные диффузией корунды широко распространены в торговле.

Высокие давление и температура (HPHT)

Нагрев алмаза до высоких температур при контролируемом высоком давлении, чтобы удалить или изменить его цвет.

Обработка алмазов нагреванием при высоких температурах и высоких давлениях может удалить или уменьшить их коричневатую окраску и камень становится бесцветным. Кроме того, алмазы таким образом могут быть перекрашены из коричневого в желтый, оранжево-желтый, желтовато-зеленый или синий цвет.

Фактор долговечности

Окраска алмазы после обработки высокой температурой и давлением считается стабильной и постоянной в нормальных условиях обработки ювелирных изделий.

Обнаружение

Трудно определить даже очень опытному геммологу. Только в квалифицированной геммологической лаборатории можно идентифицировать эту обработку.

В торговле

Чаще всего встречаются обесцвеченные бриллианты, реже цветные.

Требования по уходу

Особых требований по уходу для таких алмазов нет, кроме тех, что обычно применяются к ювелирным изделиям.

Термический способ (нагревание, отжиг)

Без термической обработки С термической обработкой Данный подход, повсеместно используемый в обработке минералов, помогает улучшить чистоту камня и неповторимый цвет. Используется для таких камней как: танзанит, рубин, сапфир, гранат, циркон, аметист, турмалин и др. Разные самоцветы требуют к себе различного метода термического воздействия, начиная от элементарного нагревания на открытом пламени огня, и заканчивая высокотехнологичными электрическими печами, с встроенным регулятором давления, интенсивности магнитного поля и температурных режимов.
В подавляющем большинстве случаев минералы подвергаются термическому воздействию для повышения качества цвета. Так, например, танзаниты проходят процесс термообработки, из-за того, что в натуральном виде они имеют смешанный колер, а нагревание помогает проявиться главенствующему цвету. А турмалиновые камни нагревают для осветления их цветовых характеристик, так как он от природы в основном темных оттенков. Процессу термической обработки обязательно подвергаются редкие минералы — голубой циркон (старлит), для того чтобы закрепить цвет, иначе через несколько недель необлагороженный камень может поменять свой колер на кофейный.

Благодаря тому, что термическая обработка — процесс, не влияющий на химическое строение минерала, международное геммологическое сообщество вполне спокойно относится к таким подходам по облагораживанию.

Лазерное сверление

Использование узкого сфокусированного луча лазерного света, чтобы выжечь открытый канал с поверхности бриллианта, достигающий темных включений. Далее канал заполняется химическим веществом для растворения или изменения внешнего вида включения.

Алмазы являются единственными драгоценными камнями, которые обрабатывают таким образом, отчасти потому, что только они могут выдерживать высокую температуру лазера.

Обнаружение

Легко обнаруживается большинством геммологов и в квалифицированных геммологическихих лабораториях из-за наличия отверстий.

В торговле

Иногда встречаются.

Требования по уходу

Никаких специальных требований по уходу за просверленными лазером алмазами нет.

Дополнение:

Здесь я не соглашусь с уважаемым автором. По израильской технологии просверленные лазером отверстия заполняются жидкостью органического происхождения. Коэффициент преломления жидкости близок к коэффициенту преломления бриллианта. Затем отверстие пломбируется. При ремонте изделий с такими лечеными бриллиантами пламя горелки может окислить органическое вещество и канал потемнеет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: