Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили


Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили

Какая дева откажется от милого золотого колечка, браслета или ещё чего-то золотого (ну в крайнем случае серебряного) на шею? Но получая заветный подарок, мало кто задумывается, что украшения носили ещё во времена Древнего Египта. Причём, не только женщины, но и мужчины. Правда, тогда кроме декоративной функции они выполняли ещё и сакральную. Мы расскажем

Большим спросом изготовление ювелирных изделий пользовалось еще во время расцвета египетской империи (3 тыс. лет до н.э). В изготовление таких изделий уже тогда в основном применялось золото.

Украшение из гробницы фараона Псусеннеса I

Но, к сожалению, этот драгоценный металл был достаточно редок. Огромной популярностью в Древнем Египте у фараонов пользовались изготовленные из золота браслеты, носящиеся на предплечьях, нагрудные украшения, кулоны, серьги, диадемы, ожерелья, различные головные украшения и многое другое. Они были также популярны, как и малолитражки сегодня. Но и серебро ценилось в Древнем Египте не меньше, чем золото.

Украшение из гробницы Тутанхамона.

В древности обладатели различных ювелирных изделий относились к ним не так, как относятся современные люди. Обладатели ювелирных изделий наделяли их духовной сущностью и верили, что драгоценности смогут их каким-либо образом защитить от горестей, болезней, злых чар, печалей, сглаза, порчи и даже физической боли. Таким образом, ювелирные украшения были не просто дорогими игрушками модников и модниц тех времен. Их обладатели относились к ним с большим уважением и почтением. Но так происходило не только в Египте, но и во многих странах древнего мира.

Ювелирные украшения Древнего Египта по форме напоминали всех божеств, которым поклонялись египтяне. Однако одним из самых распространенных ювелирных изделий был и остается скарабей Кефер. Взяв свой исток с Древнего Царства и, продолжая интенсивно развиваться до эпохи великой Клеопатры, ювелирное искусство египтян, словно губка вобрало в себя лучшее из богатств этих времен. Поэтому сейчас так сложно провести его классификацию.

Браслет-амулет с жуком-скарабеем.

Несколько тысячелетий спустя египетское искусство изготовления и обработки ювелирных изделий широко распространилось по всему миру. Так многие народы заимствовали у египтян идею наделения ювелирных изделий душой и ношения таких магических изделий только на определенных частях тела и в определенные моменты жизни человека. В наше время, чтобы приобрести такое магическое изделие необязательно ехать в Египет, а достаточно лишь зайти в ювелирный магазин в интернете и выбрать подходящий вам аксессуар.

Украшения древнего Египта полны символизма.

Египтяне верили, что священным местом у человека является грудь. Поэтому на груди они всегда носили какой-нибудь важный талисман, чтобы он защищал сердце. Именно этот орган египтяне считали самым важным органом человеческого тела. По их мнению, сердце давало жизнь. Египтяне всегда носили у сердца талисман, визуально напоминающий сердце или образы, прямо или косвенно, связанные с возрождением и жизнью.

Всевидящее око Гора.

В Древнем Египте также были придуманы украшения для лба, запястий, плеч и лодыжек. На все эти украшения были нанесены различные символы и знаки, которые должны были отгонять злых духов и придавать здоровье и силы различным частям тела.

Диадема из Древнего Египта.

Кроме традиционных металлов, используемых для для изготовления украшений, древние египтяне использовали электрум. Он представляет собой сложнейший сплав серебра, золота и других драгметаллов. Сегодня секрет изготовления этого сплава утерян. Изделия, изготовленные из этого металла, внешне очень схожи с серебром, хотя своим блеском они больше похожи на платину.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Египетские мотивы в современных украшениях

Кроме наведенных примеров, египтяне активно носили крупные серьги, в основном круглые, ведь они напоминали солнце. Также использовались пояса, браслеты на руки и ноги. Кстати, браслеты, которые надевали на ноги девушки, немножко позванивали, что стимулировало представительниц слабого пола перемещаться плавно и грациозно, ступать мягко, создавая приятный звук.

Практически все украшения остались популярными до нашего времени. Разве что массивные пояса из золота мы уже не можем себе позволить. Современные ювелиры часто берут за образец драгоценности, найденные археологами. Они особенно актуальны в летнее время, когда прекрасные дамы хотят уподобить себя Клеопатре или Нефертити. Сейчас каждая красавица может побаловать себя украшениями, которые ранее были доступны только фараонам!

Общая характеристика

Украшения в египетском стиле до сих пор влекут к себе непреодолимой силой модниц с хорошим вкусом. Многие современные критики в вопросах стиля и моды восхищаются совершенством и простотой египетских нарядов вкупе с обрамлением из изысканных декоративных элементов. Одежда египтян Древнего Египта продумана до мелочей – она безупречна, в ней отсутствуют лишние детали. Наряды этого времени отличаются не только практичностью, но и красотой.

украшение царицы

Состоящие из различных прямых линий и геометрических фигур изделия зачастую дополнялись аксессуарами, которые являлись определяющими в жизни египтян: материал, качество отделки и изображенный символ на египетском украшении служили своеобразным паспортом своего владельца. Существовал целый регламент, согласно которому можно было определить принадлежность человека к тому или иному классу.

Среднее царство (XXI—XIX вв. до н.э.)

Почва, которую подготовили ремесленники додинастического и древнего царства, достигла своего наивысшего расцвета в следующий период среднего царства, когда ювелиры отработали и усовершенствовали техники инкрустации, литья, филиграни. Археологами обнаружено множество ювелирных изделий, среди которых: нагрудные украшения, диадемы, кольца, браслеты и, конечно же, пекторали.

Диадема Сит-Хатхор

Диадема Сит-Хатхор яркий пример ювелирного искусства периода среднего царства. Золотая диадема высотой около 44 см, изготовлена из пластины в виде обруча, украшена 15 декоративными розетками. Декоративные розетки выполнены в технике перегородчатой эмали и инкрустированы сердоликом. Диадему также украшает Урей, символ царской принадлежности и золотые перья, символами богини Исиды. Диадему дополняют симметрично расположенные полосы, из тонкого золота ниспадающие по сторонам. Кроме сердолика диадема украшена лазуритом и зеленым фаянсом. По композиционному построению в диадеме прослеживается период изменений от статики, главенствующей в предыдущие периоды, к индивидуальности, разнообразию и динамичности украшений.

Украшения принцессы Хнумит

К периоду Среднего царства относятся украшения, найденные в гробнице в Дашхуре, в том числе и украшения принцессы Хнумит. В гробнице было найдено большое количество украшений в том числе и необычная по своему исполнению диадема. Несмотря на то, что диадема выполнена в традиционной технике перегородчатой эмали, ее форма очень нетрадиционна. Обруч выполнен из цельных жестких элементов, в которых розетки соединены с цветами колоколообразной формы. Розетки соединены с центральный элементом в форме дерева, выполненном из тонкой золотой трубки с подвижными элементами и декоративными цветами. Кроме фаянсовой пасты диадема инкрустирована полудрагоценными камнями сердоликом, бирюзой и ляпис-лазуритом.

В погребальном захоронении Хнумит было найдено множество украшений, в том числе ожерелья, выполненные из золотых бусин и полудрагоценных камней. На концах шейных украшений располагались ястребы как символы небесного божества, а также души и сердца. Одно из широких ожерелий состоит из двух рядов бусин, между которыми располагаются ряды искусно инкрустированных цветной эмалью и полудрагоценными камнями амулетов, среди которых подвески представляющие символы жизни, стабильности, защиты и несокрушимости.

Говоря о ювелирном искусстве Среднего царства, нужно подчеркнуть, что данный уровень был достигнут увеличением роли городского населения, при котором усиленными темпами развивались местные ремесленнические центры. Религиозные изменения способствовали раскрепощению и появлению относительной свободы в декоративном оформлении. А возросшие захватнические походы – стабильным притоком золота, полудрагоценных камней и ценных пород дерева.

Популярные статьи Витражная картина с букетом цветов

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении мировой истории цветы притягивали к себе внимание человека. В них видели особое религиозное и символическое значение, ими вдохновлялись, восхищались и воспевали в своих произведениях их красоту великие живописцы.

С древнейших времен цветы наши постоянные спутники в самые радостные, торжественные и трагические минуты. Они помогают нам выразить ярче нашу любовь, восхищение, уважение, верность и память. Первые цветочные композиции обнаружены учеными в следах древних цивилизаций Египта, Греции и Рима. Уже в то время искусство по составлению гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками. На груди мумии фараона Тутанхамона лежал венок из полевых цветов, а дошедшие до нас египетские фрески рассказывают об использовании цветочных композиций в религиозных ритуалах.

Исторические факты цветочного искусства

В 1923 г. известный египтолог и археолог Говард Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона (Рис. 4). У ее входа стоял кубок, ручки которого были сделаны в форме бутонов лотоса. Первым, что увидел Картер, открыв гробницу, была не сама мумия, а золотой скульптурный портрет молодого фараона. А рядом лежал небольшой венок из цветов от его вдовы. Позже, П. Э. Ньюберри, английский ученый, изучив состав венка, смог выяснить, какие именно цветы росли более 3 тысяч лет назад в Египте! Все эти знания позволили ему предположить, что Тутанхамон умер и был похоронен в приблизительно в середине апреля. Из чего же был венок? Он был составлен из василька, мандрагоры, мака и черноягодного паслена.

Рис. 4 – Говард Картер и его помощник исследуют саркофаг фараона (1923 г.)

Любопытно, что всего в гробнице оказалось три венка. Наиболее интересен маленький венок, расположенный на поверхности второго гроба фараона. Композиция состояла из листьев оливы, синей водяной лилии и васильков, основой послужил папирус. Как описывал его сам Говард Картер: «листья были расположены в ряд таким образом, что один из них был повернут наружу тыльной стороной, а следующий – нижней; такой порядок создавал эффект чередования тускло-зеленых и серебристых тонов.Этот венок, вероятно, играл роль царского «венца оправдания» (Рис. 5). Специальная глава «Книги мертвых» (XIX в.) была посвящена венцу подобного рода, и до нас дошла даже магическая формула, которую следовало читать, когда такой венок возлагали на крышку гроба. Эти «венцы оправдания» были широко распространены со времени XVII династии до греко-римского периода».

Кстати, еще в 1881 г. цветочные венки были обнаружены в склепе фараонов Яхмоса I, Аменхотепа I и Рамсеса II. Цветы находились в отличном состоянии, исследователи были очень удивлены тем, что были различимы даже оттенки лепестков. Тогда же была обнаружена еще одна мумия царевны Несихонсу. В ее гробнице археологи нашли гирлянды из мака, васильков и ивы. Ученый Швейнфурт тогда заметил, что «редко можно встретить в гербарии столь прекрасно сохранившиеся образцы этого хрупкого растения; цвет лепестков по своей яркости не уступает образцам, засушенным в настоящее время».

На груди Тутанхамона был найден венок из листьев и полевых цветов: васильков, плодов мака, паслёна чёрного и плодов мандрагоры, которые, как считалось, способствовали половому влечению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: