С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности

История украшений начинается около 100 тысяч лет до нашей эры. Археологи обнаружили первое украшение из ракушек в Южной Африке. Сложно определить, кому принадлежало украшение, и скорее всего, оно носило ритуальный характер и использовалось в качестве оберега. В те времена аксессуары помогали невербально указать ценную информацию о владельце украшений и его общественном положении.

История украшений

История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины. Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина. Еще во времена фараонов в Древнем Египте появилось первое кольцо.

У греческих представителей знати кольцо так же являлось знаком высокого положения в обществе. Со временем кольца трансформировались в светские украшения.

Император Август дал разрешение на ношение колец медикам, а римский император Септимий Север позволил воинам надеть кольца. Лучники носили кольца для того, чтобы уберечься от тетивы, бойцы – для более сильного и болезненного удара.

История украшений

Как показывает история появления украшений, древние египтяне носили не только кольца, но и надевали на запястья браслеты, на шею роскошное нагрудное ожерелье, состоятельные сословия носили серьги в обоих ушах. В таком виде проводились деловые переговоры, званые ужины. В древнем Риме одну серьгу в ухе носили рабы, в средневековой Европе – цыгане, пираты.

В древней Руси перед рождением ребенка созывался совет, на котором решалось, какую драгоценность ему надевать. После рождения ребенка ему надевали нитку с бусами или бисерное ожерелье. При достижении определенного возраста мальчикам прокалывали левое ухо, девочкам оба уха и дарили бусы.

Первоначально материалами для украшений служили кости, зубы и камни, нанизанные на сухожилия животных.

В более позднее время украшения делали из кусков раковин и перламутра. В дальнейшем люди научились обрабатывать драгоценные камни. Средневековые сапфиры, изумруды, рубины — вот лучшие материалы для украшений корон, браслетов, перстней.

Алмазы начали использовать только в позднее Средневековье, когда открыли способы огранки камня.

Украшения из этих материалов, конечно, были недоступны простым гражданам, поэтому ремесленники начали осваивать производство более дешевых украшений. Ведь помимо золота и серебра есть бронза и медь, а благодаря расцвету алхимии появляются амальгама и мельхиор. Так зарождается история бижутерии. Драгоценные камни постепенно заменяют на цветное стекло и стразы, появляются украшения имитирующие жемчуг и драгоценные камни. Мастеров, которые работают с менее дорогостоящими материалами, называют bijoutiers, а продукцию бижутерией.

В середине ХVIII века европейское массовое производство украшений перешло от частных мастеров к компаниям. В этот период образовались самые известные ювелирные марки: Картье, Тиффани, Булгари, Фаберже.

В 1920-1939 годах история украшений пополнилась искусством «Арт Деко» — материалами для украшений служили алюминий, хром, пластика.

Во времена Великой Депрессии отмечалось резкое снижение производства ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней, поэтому в те годы отмечается особенный расцвет оригинальной бижутерии. Эту идею продолжили иконы стиля Коко Шанель и Ельза Шиапарелли. Без Коко Шанель история бижутерии скорей всего была бы совсем другой.

Именно Коко Шанель предложила носить украшения из искусственного жемчуга, дополнять повседневные наряды съемными воротничками и искусственными цветами. Она утверждала, что множество доступных украшений не только придает нарядность простой одежде, но и делает женщину женщиной.

С окончанием второй мировой войны мода на украшения вновь вернулась, и появились новые материалы, химическое окрашивание и производства искусственных камней.

В настоящее время можно увидеть бесконечное разнообразие стилей, направлений, например, ювелирная бижутерия, комбинаций в ювелирной индустрии и производстве бижутерии и смело можно сказать о том, что история украшений никогда не закончится, и во все времена ювелиры и мастера будут радовать нас роскошными ювелирными украшениями с незабываемыми сочетаниями цветов, текстур, комбинированных материалов.

На нашем сайте вы также можете узнать, как подобрать бижутерию и как ухаживать за ювелирной бижутерией.

Средневековье

В средние века продолжилось развитие ювелирного дела. Основным потребителем ювелирных изделий в это время стает церковь. В больших количествах производилась различная церковная утварь- чаши, сосуды, крестики, оклады икон и т.п, а также различные элементы украшений для костюмов священнослужителей. А вот личные украшения жителей Средневековой Европы не отличаются многочисленностью и изяществом благодаря доктрине аскетизма, диктуемой церковью. Зачастую запрещалось носить драгоценные изделия всем, кроме выcокопоставленных персон. Значительно распространение в качестве декора ювелирных украшений в это время получает эмаль благодаря способности придавать изделиям различные оттенки и цвета, что делало эмаль хорошим конкурентом самоцветов.

Бестиарий и жемчуга

Послевоенное время стало триумфальным для американского дома Tiffany & Co. На середину ХХ века пришлась эпоха знаменитого ювелира Жана Мишеля Шлюмберже. Он делал роскошные вечерние браслеты с драгоценными камнями: пышные, но не ударявшиеся в китч. Заданный Туссен мотив «ювелирного бестиария» — украшений, изображающих животных, — в середине века ярко развили Van Cleef & Arpels и другой французский дом — Boucheron. Прелесть этих броских вещей, популярных и по сей день, в том, что массивные браслеты выглядят «мультяшно», но сделаны из золота и драгоценных камней. Поэтому ювелирные «звери» Boucheron или de Grisogono вполне уместны на коктейле или вечернем приеме.

Тон в классической вечерней ювелирной моде XX и XXI века задавали luxury-компании, которые переосмыслили наследие прошлых веков. Японский дом Mikimoto, пионер в использовании искусственно выращенного жемчуга, вернул в моду популярные еще в XVIII столетии рокайльные браслеты из нескольких жемчужных ниток с богато украшенными бриллиантовыми застежками. Браслет-нитка жемчуга получил в английском языке собственное название pearl bracelet.

Принцесса Диана в каффе, 1997

Фото: Tim Rooke / Shutterstock / REX

Другой изначально рокайльный мотив, бант, в разных версиях повторяется в браслетах многих люксовых марок: пышно у Dior Joaillerie, лаконично — у Chaumet. За мастерами high jewellery последовали и премиальные марки. Банты стали делать не только с бриллиантами, но и с кристаллами Swarovski. Такой браслет хорошо смотрится с коктейльным платьем, полностью открывающим руки: тогда внимание окружающих сосредоточено на этом броском и кокетливом украшении.

Бриллиантовые серьги князей Мещерских

В этом княжеском семействе из поколения в поколение передавались бриллиантовые серьги вместе с пугающей легендой: если украшение наденет на себя неверная супруга, быть ей навеки проклятой. Предание не обсуждалось при посторонних людях, но один из князей растрепал его Александру Сергеевичу Пушкину. Поэт поверил в мистику и попросил на время одолжить серьги, чтобы проверить свою горячо любимую супругу. Серьги заметили «подвох» и не разоблачили Наталью Гончарову, зато хорошенько отыгрались на Пушкине. Через несколько дней после того, как Наталья надела серьги, Александр Сергеевич был смертельно ранен на дуэли… Были ли в этом виноваты серьги или таков был рок поэта – остается загадкой. Украшение вернулось к своему законному владельцу и через некоторое время несчастье свалилось на жену Александра Мещерского Екатерине. Изменяла она Александру, как уверяют историки, безбожно и после надевания серег, князь Александр скоропостижно скончался, ни один из любовников не захотел на ней жениться, и свое положение в обществе она безнадежно потеряла. А там еще и Октябрьская революция затронула бедную Екатерину… Не позавидуешь женщине. Неизвестно, где сейчас находятся серьги, но не исключено, что лежат себе тихонько в тумбочке зажиточной жены миллионера и ждут своего мистического часа.

Перстни семьи Борджиа

Испанский дворянский род славился своей любовью убирать неугодных с помощью ядов. Особенно подобный изощренный способ нравился Александру VI Борджиа, который приноровился с помощью перстней незаметно «подсыпать» яд своим врагам. Один перстень был изготовлен в виде головы льва, из которой эффектно выдвигались коготки, смоченные в яде. Несчастному достаточно было обменяться рукопожатиями с Александром, чтобы сразу кануть в Лету. Причем никто из лекарей не мог определить причину смерти.

Другой перстень был оборудован тайником для яда – чуть сдвинув крышку, можно было с легкостью подсыпать в еду отраву. Доподлинно неизвестно, куда делись кольца семьи Борджиа, – одни говорят, что они были уничтожены вместе с имуществом знаменитой семьи после смерти всех ее членов, другие же надеются, что реликвии сохранились и пылятся в каком-нибудь сундуке. Будем надеяться, что в последнем случае они никогда не будут использованы по своему второму назначению, а останутся лишь красивым украшением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: