Описание, применение и особенности огранки кабошон


Что такое кабошон — это вопрос, волнующий большинство девушек, которые любят украшения. Это слово совершенно не является разновидностью минерала, а только способом огранки самоцвета и придания ему интересного внешнего вида. Термин «кабошон» активно используется в ювелирном деле, потому что такая огранка актуальна до сих пор.

Камни, ограненные кабошоном

Обозначение произошло с французского языка, и с ним связана определенная история. В переводе слово «кабошон» означает «голова», это объясняется внешним сходством и формой огранки. Впервые термин появился с легкой руки кардинала Жуля Мазарена: он в XVII веке был первым министром Франции и любил хвастаться своими бриллиантами.

Коллекция состояла из 18 камней лучшего качества. Бриллианты были круглыми, без включений и видимых дефектов, поэтому кардинал приказал обработать камни таким способом. Он потерял много сырья и врезал большое количество граней, зато добился идеальной чистоты минералов. Прозрачность таких бриллиантов восхищала, а способ огранки появился и распространился как раз в то время.

Но за пределами Европы огранка кабошон уже давно была известна. Камни обрабатывали таким способом в Древнем Египте. Например, минералы старались делать похожими на скарабеев — жуков круглой формы, поэтому камни при полировке закругляли. Даже в XVI веке в Европу завезли камни из Индии такой же формы, но тогда огранка не стала популярной. Именно после коллекции Мазарена кабошон вошел в моду.

Пик популярности наступил в XIX веке. Тогда у каждого аристократа или модника был камень с такой огранкой. А вот уже в ХХ веке обработка минерала таким способом вышла из моды и стала считаться моветоном. Она напоминала о старом стиле, считалось, что украшения такого плана носят только старики.

Фасетная обработка кристаллов стала популярной, в отличие от огранки кабошон. Острые углы вошли в моду, и камень с двенадцатью или 57 гранями считался иконой стиля, а вот кабошон — признаком вульгарности.

Так продолжалось до XХI века, пока в моду не вошел стиль ретро. Первыми возрождать камни в форме кабошона стали звезды и дизайнеры, такие, как Пуччи, Оскар де Ля Рента, Фрида. Поэтому огранка актуальна и сегодня, на красных дорожках и в повседневной жизни можно встретить человека с такими минералами.

История кабошона

Джулио Мазарини
Технику обработки камней кабошоном использовали еще в Древнем Риме, Индии и Древнем Египте, однако популярность она приобрела в XVII веке во Франции. Кардинал Джулио Мазарини, имея в своей коллекции алмазы, решил не использовать стандартную бриллиантовую огранку, а придать им округлую форму. Это позволило минимизировать потери. В результате 18 кристаллов, ограненных кабошоном, были подарены королевской семье.

В переводе с французского языка кабошон «caboche» переводится «голова», «гвоздик со шляпкой».

В России огранка кабошоном была популярна в XIX-XX веках. С 20-х годов XX века крупные округлые камни вышли из моды.

С чем сочетаются кабошоны

Также очень хорошо смотрятся кабошоны, оплетенные бисером, как правило, такой прием применяется в изготовлении колье. На драповую или другую крепкую тканевую основу нашивают бисер в виде какого-то красивого рисунка или узора. И в некоторые фрагменты этого орнамента вплетают кабошоны различных форм. Иногда мастерицы оплетенные бисером кабошоны используют и для серег, и даже для колец. Для того чтобы качественно оплести кабошон бисером, надо использовать не леску, а нитку, потому что леска имеет склонность растягиваться, и кабошон может выпасть. Также нужно очень внимательно подбирать сам бисер — он должен быть непременно калиброванным, то есть одинакового размера. Это необходимо для того, чтобы кабошон лег ровно и смотрелся дорого.

В целом можно сказать, что разнообразие материалов и цветовых оттенков в производстве кабошонов дают мастерам и мастерицам огромный простор для применения своей фантазии. Поэтому эти изделия из камня настолько востребованы и пользуются большой популярностью.

Разновидности форм

  • Плоская – одна сторона камня слегка выпуклая, другая – плоская.
  • Одинарная – имеет схожесть с плоской огранкой, однако выпуклая сторона более округлая.
  • Двойная – обе стороны камня выпуклые, однако одна – чуть больше, другая – чуть меньше.
  • Выпукло-вогнутая – одна сторона камня выпуклая, другая – вогнутая, при этом стенки самоцвета расположены параллельно относительно друг друга.

До недавних пор классической огранкой кабошона считалась овальная и круглая форма. Сегодня мастера-ювелиры благодаря современным технологиям научились делать кабошоны в форме прямоугольника, треугольника, квадрата, многоугольника, капли, сердца, креста.

Выбирая форму огранки, следует учитывать свойства минерала и последующее применение кабошона. Например, камням с эффектом астеризма придают круглую форму. Для женских украшений подходит любая форма огранки, в то время как для мужских – преимущественно кубическая.

Как сделать своими руками?

Основа для изготовления кабошона может быть различной: от драгоценных камней до бюджетных и доступных материалов для домашнего рукоделия. Может показаться, что изготовление кабошона своими руками – дело непростое и очень затратное как в плане времени, так и в плане материалов и оборудования. Однако это не совсем так, и шлифовка натуральных камней этому доказательство. Для последней не требуется наличия большого количества инструментов, а при небольших навыках и скромном бюджете можно сделать его и самостоятельно. Изготавливать кабошоны из полимерной глины, пластилина и прочих подобных материалов еще проще.

Каменный

Современные мастера ювелирных изделий, как правило, используют электрический станок для изготовления кабошонов. В данном случае в качестве основного сырья применяются только натуральные камни. Самые известные самоцветы, обрабатываемые в подобной технике, – изумруд, рубин, сапфир. Особенно популярны украшения с гранатом в виде кабошона. Другие менее известные и не такие дорогие камни – бирюза, агат, танзанит, нефрит, лунный камень, кошачий глаз, кварц (особенно розовый кварц), аметист и так далее.

Сначала необработанная порода режется на куски, которые имеют размер больше, чем будет у конечного изделия. Как правило, это параллелепипеды. На них наносятся контуры будущего кабошона. Сделать это легко при помощи уже готовых трафаретов. Далее мастер вручную срезает ненужные части, а после приступает к полировке. Немного отходя от темы, стоит отметить, что в промышленных масштабах всеми этими процессами занимается несколько различных станков на каждом этапе, в том числе «кабошонный» станок.

В завершение изделия смазываются маслом и – в качестве заключительного этапа – шлифуются. Шлифовку можно производить при помощи кожи и фетра. В случае если изделие будет вставляться в оправу или будет оплетено проволокой, то места, которые будут скрыты, можно не шлифовать. Иногда при ручном изготовлении кабошоны имеют более гладкую и правильную форму в отличие от заводских изделий. Камни, склонные к сколам, часто шлифуются при помощи алмазной пасты. Последняя является дорогим удовольствием. Помимо основных моментов, изделия при переходе на разные этапы обработки «купают» в различных растворах для того, чтобы смыть масло или другие покрытия.

О том, как сделать кабошон из агата, смотрите в видео.

Из стекла

Стеклянные кабошоны делать сложнее всего. Причиной является не столько сама технология, сколько наличие или отсутствие необходимых инструментов. Для того чтобы их сделать, необходимо иметь доступ к печи для фьюзинга. Эта печь предназначена специально для плавки стекла. Помимо нее, могут понадобиться станок для обтачивания стекла, стеклорез (или даже несколько), кусачки, линейки для резки. В первую очередь на поверхности маркером рисуется примерный контур будущего кабошона. Далее стекло режется, в результате должны тоже получиться параллелепипеды. После с помощью инструментов для резки вырезается подобие кабошона.

Если вы хотите сделать изделие разноцветным, то необходимо вырезать несколько кабошонов из различного стекла и склеить их вместе по подобию бутерброда. Далее (как в первом случае, так и во втором) изделие помещается в форму и отправляется в печь. После завершения процесса сплавки изделие достается и шлифуется на станке. Процесс сплавки может занять почти половину суток. Важно не вытаскивать изделия до того, как они полностью остынут. В завершение кабошоны моются, сушатся и при надобности смазываются защитными пастами.

О том, как сделать кабошон из стекла, смотрите в видео.

По этой технологии часто в промышленных масштабах изготавливают глаза для кукол.

Из полимерной глины

Поделки из полимерной глины в последнее время приобрели необычайную популярность среди людей, умеющих создавать красивые вещи своими руками. Это не обошло стороной и кабошоны. Технология изготовления гладкого «камня» из полимерной глины довольно проста: нужно всего лишь вылепить фигуру подходящей формы и запечь ее. Далее нужно будет отполировать получившуюся поделку. При использовании глины изделия, как очевидно, прозрачными или полупрозрачными точно не получатся. Однако можно миксовать различные цвета, при этом не смешивая всю глиняную массу до однородного состояния. В результате получится кабошон с причудливыми узорами, который будет гораздо красивее, чем прозрачные аналоги.

После того как изделия были запечены и остыли, можно наложить на них краску. Такой же простотой изготовления отличаются экземпляры из эпоксидной смолы. Для этого нужно лишь смешать раствор эпоксидной смолы и отвердитель, а после залить получившийся состав в готовую форму или сразу же в оправу. Предварительно в них можно положить различные наполнители: от цветов до засушенных насекомых и блесток.

Наглядно ознакомиться с этим процессом можно в видео ниже.

Какие камни гранят кабошоном?

  • эффектом иризации и астеризма;
  • фантазийным рисунком;
  • многоцветными разводами и прожилками;
  • яркой расцветкой;
  • сильно выраженным отливом и блеском.

Среди драгоценных камней к таковым относятся:

  • Звездчатый сапфир – камень синего цвета, обладающий эффектом астеризма.
  • Звездчатый рубин – разновидность минерала, на поверхности которого за счет природных включений после огранки появляется остроконечная звезда.

К полудрагоценным минералам, подвергающимся огранке «кабошон», относятся:

  • Малахит – темно-зеленый самоцвет, обладающий уникальным фантазийным рисунком.
  • Бирюза – минерал сине-зеленых оттенков, который по декоративным свойствам схож с малахитом.
  • Агат – камень со слоистой многоцветной структурой, проявляющейся после огранки «кабошоном».
  • Опал – самоцвет, окрашенный в яркие цвета, с эффектом светопреломления и иризации;
  • Нефрит – обладает матовым блеском и необычным узором;
  • Селенит (лунный камень) – полевой шпат молочного цвета с голубым отливом после огранки начинает просвечивать изнутри.
  • Кошачий глаз – полупрозрачный хризоберилл с включениями рутила. После обработки внутри камня появляется узкая полоса, напоминающая зрачок кошачьего глаза.

Свойства и применение камней

Самоцветы используют для изготовления ювелирных изделий. Полудрагоценные и стеклянные экземпляры продаются в магазинах для рукоделия и на ярмарках мастеров. Камни используют для украшения сумок, одежды и даже обуви.

Выбор минерала зависит от возраста и пола. Молодым девушкам лучше выбирать необычные огранки в виде сердца или маленьких бусин. Женщинам в возрасте больше подойдут крупные классические овальные или круглые самоцветы

Мужчинам стоит обратить внимание на квадратные, прямоугольные и треугольные украшения

Эстетические свойства

Особая огранка лучше других раскрывает красоту непрозрачных натуральных камней. Именно в этом случае хорошо различимы естественные разводы на минералах, раскрывается эффект кошачьего глаза (вертикальный блик, который напоминает зрачок кота).

Еще один эффект, который раскрывается наилучшим образом при двояковыпуклой огранке, – астеризм. В этом случае на верхней точке выпуклой поверхности появляется блик в виде звезды.

Иризация тоже хорошо проявляется в полукруглых самоцветах. В этом случае камень начинает переливаться разными цветами.

Использование в ювелирном деле

Кабошоны применяют для создания ювелирных украшений. Из них делают массивные серьги, кольца, кулоны, подвески. Обрамляют в толстую металлическую оправу.

Полупрозрачные, прозрачные минералы оправляют белым или желтым золотом. Непрозрачные камни лучше сочетаются с серебром и ювелирными сплавами.

Крупные самоцветы используют в качестве центральной части украшения. Часто их окружают мелкими кристаллами, выполненными в бриллиантовой огранке. Это могут быть как натуральные камни, так и фианиты. Их блеск выгодно уравновешивает эффект потертости.

Если используют поделочные породы, то их дополняют бисером, плетением ниток или кожей. Они выигрышно смотрятся на фоне меха.

Часто округлые самоцветы используют для изготовления украшений в технике макраме. Их оплетают красивым узором из тканевых нитей.

Камни такой огранки преимущественно надевают по особым случаям. Хорошо сочетаются с вечерними нарядами, но редко смотрятся уместно в повседневной жизни. Есть два стиля, которые выигрышно обыграют массивные украшения, – бохо, ретро.

Кабошон – одна из самых популярных огранок. Не так давно выпуклые крупные камни выходили из моды и считались украшениями для пожилых дам. Теперь ретро-изделия вновь носят модницы.

Где применяют?

Камни, обработанные кабошоном, нашли применение в следующих сферах:

  • Ювелирное искусство. Драгоценные и полудрагоценные самоцветы обрамляют в серебро, золото или платину. Кабошоны вставляют в кольца, браслет, броши, мужские перстни, серьги и подвески.
  • Бижутерия. Из стекла и полимерной глины, обработанных этим видом огранки, изготавливают широкий ассортимент доступных в цене украшений.
  • Аксессуары. Женские сумочки, пояса, кошельки, клатчи и элементы одежды украшают кабошонами, изготовленными из поделочных камней.

Из минералов, ограненных кабошоном, получаются красивые и действенные магические предметы – амулеты, талисманы и обереги.

Особенности обработки

Например:

  • Для изготовления кабошонов подбираются самоцветы с твердостью преимущественно не более 7 единиц по шкале Мооса. Такие образцы хорошо поддаются шлифовке и полировке.
  • Эффекты астеризма, кошачьего глаза четко проявляются на выпуклой стороне камня.
  • Иногда огранку кабошоном сочетают с фасетной обработкой. Верхней части придают выпуклую форму, а на нижнюю часть наносят грани.
  • Наиболее эффектный вид приобретают полупрозрачные и непрозрачные кабошоны.
  • Камни, обладающие невысоким показателем твердости, целесообразно обрабатывать дуплетом или триплетом. Это позволит не только повысить их прочность, но и усилить насыщенность окраски.
  • Крупные кабошоны, изготовленные из кристаллов с невысокой прочностью или слоистой тонкой структурой, укрепляют металлом или другой оправой природного происхождения.

Этапы производства

На сегодняшний день процесс производства кабошонов из натуральных минералов автоматизирован, все операции выполняются с помощью приспособлений и оборудования.

Технология обработки камней кабошоном делится на следующие этапы:

  • Кристалл подвергают черновой обработке – придают ему нужную форму.
  • Полученную заготовку обрабатывают специальным очистителем.
  • На камень наносятся контуры, по которым проводится чистовая обработка. Неровности стачиваются диском или пилой, а острые углы сглаживаются шлифовальным кругом.
  • После придания нужной формы кабошон полируют. В массовом производстве для этого используют галтовочные барабаны с металлическими шариками. Кабошоны ручной работы полируют фетровыми или войлочными кругами.

Кабошоны изготавливают не только из природных камней, а и из обычного стекла. В этом случае расплавленное стекло заливают в подготовленные формы. После остывания полученные кристаллы не нуждаются в дополнительной обработке.

Как носить кабошоны?

Кабошон Тигрового глаза
Камни-кабошоны в украшениях следует выбирать с учетом цвета, размеры и формы:

  • Небольшие камни приглушенных пастельных тонов прекрасно подойдут под дневной деловой образ.
  • Крупные яркие самоцветы станут прекрасным дополнением вечернего наряда, например, изысканного платья в темных тонах.
  • Кабошоны округлой и овальной формы рекомендуется выбирать женщинам возрастом выше среднего.
  • Камни с необычными формами (например, сердце или геометрические фигуры) подойдут девушкам и молодым женщинам.
  • Мужчинам следует остановить свой выбор на массивных кабошонах с четкими гранями, например, крестообразной, кубический или ромбической формы.

При выборе кабошона в качестве украшения следует также полагаться на стиль одежды и собственные предпочтения.

Российские покупатели учат слово «кабошон»

«Тренды с запада» неумолимо подступают к границам родины. Несмотря на то, что значительную часть российского рынка все еще занимают минималистичные кольца-проволочки и серьги с барочным жемчугом и мятым металлом, постепенно они отступают под натиском statement-украшений. А крупный шлифованный камень с богатым «внутренним миром» — самый понятный «акцент».

Отдельного внимания заслуживает посткарантинный запрос ювелирных любителей на близость к природе и отечественную марку. С учетом того, что Россия – страна, известная своими минералами и горными породами, этот запрос может удовлетвориться сполна.

Среди работ современных российских дизайнеров уже сейчас можно найти отличные вещи из серебра, в которых матово светятся нежные кварцы, гранаты и лабрадориты. Жители мегаполисов всё охотнее приобретают «тактильные камушки» в кольцах и колье, а чаты специалистов все чаще оглашает призыв — «ребята, кто продаёт кабошоны, напишите в директ»!

Автор:

Дарья Блох

Самое интересное на портале | Справочник Ювелирума по природным камням | Как носят? — справочник ювелирума по ювелирным трендам |Все публикации по тегу Стиль природный-этно-примитивизм

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: