Глиптика, или резьба по драгоценным камням – самое древнее из искусств

Художественная резьба по камню – одно из древнейших искусств. Старейшие образцы датируются восьмым веком до нашей эры. Уже тогда люди умудрялись создать великолепные шедевры, имея в распоряжении только примитивные орудия труда.

Сегодня, с развитием технологий, глиптика вышла на новый уровень. Современное оборудование позволяет создавать вещи неописуемой красоты. На крупных предприятиях процесс автоматизирован: ювелирную гравировку наносит станок.

Некоторые мастера предпочитают заниматься резьбой по старинке: с долгой и кропотливой ручной работой, в которую вложена частичка души

Глиптика: древняя резьба по камню Месопотамии

Глиптика фото

Родиной глиптики считается Месопотамия, где еще в четвертом веке до новой эры стали создавать изображения, используя такую технику. Месопотамской глиптике были свойственны изображения животных, которые вырезались на различных породах.

Чаще всего использовали сердолик, халцедон, горный хрусталь. Такие изделия использовались жрецами в различных ритуалах. Украшали драгоценные камни изображением фараонов и в Древнем Египте, следуя четким правилам нанесения на поверхность рисунков с такими важными особами.

На Востоке в древние времена больше внимания уделяли созданию небольших скульптур. Однако и китайские мастера прониклись интересом к ювелирной резьбе и стали создавать замысловатые узоры.

А возросшая добыча драгоценных кристаллов в Индии и распространение культуры их обработки на западные территории, позволили и европейским мастерам освоить непростое искусство украшения различными сюжетами натуральных минералов.

Дизайн интерьера и архитектура

Слово » глиптика» пришло в русский язык из греческого. В дословном переводе оно означает — » выдалбливать» или » вырезать». Таким образом, искусство глиптики подразумевает собой резьбу на поделочных, полудрагоценных и драгоценных камнях.

Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами. Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также талисманов и оберегов.

Виды гемм

Существует два вида гемм, которые отличаются особенностями техники исполнения:

  • Инталии — геммы с углубленным изображением.

Инталия с изображением Эроса

  • Камеи — драгоценные или полудрагоценные камни с выпуклым, рельефным изображением.

резьба на камнях

Различие между инталиями и камеями заключается еще и в том, что инталии получаются однотонными, а камеи — многоцветными и колоритными. И те, и другие виды гемм используются с глубокой древности для изготовления печатей, ювелирных украшений, а также декоративных деталей для дизайна интерьера.

Камеи

Особенности изготовления гемм

Инталии и камеи выполняются как на мягких видах камней, так и на минералах высокой степени твердости. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Среди мягких видов камней можно назвать следующие, которые являются наиболее популярными среди мастеров:

  • Стеатит — этот минерал, по сути, представляет собой разновидность плотного талька. Стеатит имеет еще и многие другие названия: восковой камень, ледяной камень, талькохлорит, туликиви ( что на финском означает » горячий камень»), мыльный камень и жировик.

Стеатитовые печати - геммы

  • Гематит — это широко распространенный минерал железа, одна из самых главных железных руд. В переводе с греческого название минерала означает » кроваво — красный». В простонародье гематит называется красным железняком.

'Брошь

  • Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное название дано камню за то, варианты егог окраски похожи на расцветку змеиной кожи.

'Камея - подвеска

  • Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата получаются очень красивые ювелирные изделия.

'Камея - подвеска

  • Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово — красную окраску.

'Камея из сердолика

  • Гранат — относится к группе минералов и представляет собой прозрачные, очень красивые камни темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.

Кольцо с камеей на агате

  • Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик, коричнево — красный — сардер, зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно — зеленый с красными полосками — гелиотроп.

Камея на халцедоне

  • Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное стекло.

Прозрачная камея в хрустале

  • Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.

Камея на сардониксе

Кроме этого, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, обработанном стекле или мраморе.

'Камея

Таким образом, глиптика представляет собой искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. Это одно из древнейших видов искусств, которое берет свои истоки с давних времен.

резьба на камнях

Многие образцы рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, потому что исключительная прочность материала делала их поистине вечными произведениями искусства, на которые время практически не оказывает своего разрушающего воздействия.

'Инталия

Инталии в виде печатей делать было достаточно сложно, потому что изображенный на них сюжет или рисунок должен был выступать в обратном, зеркальном виде. К тому же, изделия были, как правило, очень маленького размера, поэтому мастер мог заниматься изготовлением одной инталии долгое время.

Инталия на янтаре

Глиптика древнейших времен

Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам. Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых представляют собой композиции на мифические темы.

Египетские инталии

Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту, созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы, изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.

Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные изображения людей.

Своего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и тонкостью работы.

Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.

глиптика

До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий — своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.

И только древнегреческие мастера впервые освоили искусство изготовления резных рельефных камей, которые стали настоящими произведениями живописи в камне. В эпоху эллинизма искусство глиптики процветает не только в материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах — Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионийских городах. Мастерски выполненные греческими резчиками по камню прекрасные камеи прежде всего использовались в качестве ювелирных украшений.

Браслет с камеей

В этот период в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых помещений.

Камея в интерьере

При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика, отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя Птолемея II.

Камея с изображением Птолемея II.

Также широкую известность во всем мире получила » Камея Гонзага», на которую были нанесены рельефные изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II. Данное произведение резного искусства было выполнено в III веке до нашей эры. На сегодняшний день камея хранится в России, в музейной коллекции Эрмитажа. Камея Гонзага выполнена из трехслойного сардоникса, и представляет собой парный портрет царственных супругов, которые по своему происхождению являлись братом и сестрой.

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

Огромный интерес своим художественным исполнением вызывает камея императора Константина, выполненная из сардоникса в IV веке нашей эры. На сегодняшний день это уникальное произведение находится в музейной экспозиции Эрмитажа.

Камея императора Константина

Тематика сюжетов, изображенных древнейшими мастерами, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. В инталиях и камеях можно видеть отражение духовного и материального мира наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и важнейшие политические события, а также изображения известных людей того времени.

глиптика

Прекрасный облик великого полководца Александра Македонского тоже запечатлен в камее удивительной красоты. В настоящий момент уникальное изделие находится в Парижском кабинете медалей.

Камея с портретным изображением Александра Македонского

Известные мастера искусства глиптики

Практически каждый исторический период имел своих замечательных мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.

В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты современников.

Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а во Франции — Жак Юэ.

В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и восторгаться.

Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.

Камеи на брошах

Современные резчики по камню в своем искусстве нисколько не уступают древнейшим мастерам — напротив, в их арсенале появились многие современные инструменты и технологии, которые во многом облегчают процесс обработки камня, и нанесения на него самых тонких и изящных изображений.

Кольцо с инталией

Гемма: красота из камня

Глиптика

Во времена античности мастера создавали очень точные рисунки на камнях с множеством мелких деталей. Часто на округлых геммах изображали сцены из мифов и преданий. А со временем такая технология стала основой для производства печатей, которые должны были оставлять уникальный оттиск на воске или сургуче.

Для своих произведений ювелиры использовали не только «мягкие» минералы, но и породы, которые отличались высокой твердостью. Вырезать нужные изображения стоило большого умения и сил. Поверхность подвергалась шлифовке, применялся абразив и специальные приспособления-резцы для нанесения контуров.

Сочетая различные про твердости и зернистости материалы, мастера добивались невероятной реалистичности рисунка, передающего различные эффекты и фактуры. Со временем появились специальные станки, благодаря которым стало легче обрабатывать даже очень твердые минералы.

Известные исторические личности очень любили такие резные изделия из камня. Римский император Цезарь владел перстнем с изображением богини Венеры. Поклонницей гемм была и Екатерина II, украшения которой сейчас находятся в Эрмитаже.

Утонченными изображениями, выполненными на самоцветах, украшали свои символы власти и статуса и правители Востока. В первой половине прошлого века подобные изделия были популярны у людей искусства. И сейчас интерес к таким украшениям возвращается вновь. Красивые камни с рисунком используют не только в ювелирных изделиях, но и для декорирования предметов гардероба и аксессуаров.

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

РучныеМеханическиеДля начинающих
Широкие, острые и тупые стамескиГраверы, фрезы разной формы и размеровМолоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильникиШлифмашинкаПлоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструментПневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверлаЗубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисункаШаблоны рисунков, трафареты
ЗакольникиПневматическое зубилоНабор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Инталия: что это такое?

Начав наносить рисунки на поверхность камней, мастера стали стремиться сделать эти изображения более объемными, как бы погружая их внутрь самоцвета. Так была изобретена техника создания инталий, или погружных рельефных рисунков. Ювелиры древности проводили не один месяц за кропотливым процессом создания миниатюрных шедевров.

Знать быстро оценила красоту таких изделий. Правители, богачи и другие представители аристократических кругов стремились обзавестись роскошными перстнями. Запросы стремительно возрастали, и мастерам приходилось создавать целые картины на поверхности камня, которые бы увековечили различные знаковые события из жизни заказчика. Мужчины использовали перстни с инталиями как печати, а женщины предпочитали красивые медальоны или броши.

И если сначала для подобных изделий использовались драгоценные и полудрагоценные камни, то со временем материалом для инталии стало служить стекло и даже ракушки. Усовершенствование инструментов тоже повлияло на широкое распространение инталий, которые обрели особую популярность в девятнадцатом веке. Были придуманы и реверсные изображения, которые нужно было рассматривать с противоположной стороны. Чтобы резной рисунок заиграл новыми красками, стали использовать различные цветные подложки.

Популярные материалы

Камни, которые используют для глиптики, принято называть «геммы». Изначально под этим словом подразумевали только камни, имеющие неоднородную окраску. Например, многие образцы древнейшей резьбы по драгоценным камням сделаны из сардоникса. Однако сейчас так часто называют любой материал, применяемый для резьбы.

Не существует строгих ограничений по выбору минералов, но важно понимать, что чем тверже материал, тем сложнее будет с ним работать. Мастера нередко отдают предпочтение следующим камням:

  • сардоникс;
  • агат;
  • рубин;
  • горный хрусталь;
  • яшма;
  • серпентин;
  • гематит;
  • сердолик;
  • ангидрит;
  • халцедон.

Художественная резьба также отлично смотрится на мраморе, кости, лазурите и янтаре. Профессионалы чаще всего придерживаются классического стиля и используют только белые, черные или прозрачные камни. Люди, не имеющие большого опыта, в свою очередь, нередко отдают предпочтение яшме, т. к. она относительно легко поддается обработке.

Глиптика

Камея: что это такое?

Камея

Постигнув искусство инталии, древние мастера стали экспериментировать с камнем и создали изображение, которые отличались выпуклым рельефом. Камеи быстро стали популярны, поражая своей красотой и идеальными формами. Невероятно смотрелись камеи, которые были выполнены из минералов, отличающихся наличием разноцветных слоев (агат, сардоникс). Плавный переход оттенков позволял показать игру света.

И если инталии отличались миниатюрными размерами, то камеи удавалось вырезать на более крупных камнях. Их использовали не только для ювелирных украшений, ими стали украшать кубки, вазы, музыкальные инструменты и многое другое. Были созданы целые мастерские, которые создавали только камеи, вырезая на камне различные сценки и портреты.

Сложность в обработке натуральных минералов и непредсказуемость разнообразной цветовой палитры различных слоев делали работу мастеров действительно трудной. Приходилось разрабатывать новые абразивные материалы и более совершенные инструменты. Камея стала настоящей живописью на камне. Оправленные металлом эти изящные изделия и сейчас вызывают восторг у ценителей прекрасного.

Разновидности глиптики

К глиптике принято относить камни, на которых вырезаны орнамент или какое-либо изображение. Кроме того, к термину относятся скульптуры из этого материала. Искусство резьбы на драгоценных камнях делится на 2 типа:

1. Камеи. Изображение на камне должно выступать над поверхностью. Большинство мастеров прибегают именно к такому способу. Камеи могут быть утилитарными и декоративными. Первые представляют собой полезные предметы (чаши, кубки и пр.). Вторые применяются в ювелирном деле и интерьере.

2. Инталии. Эта разновидность является противоположностью камеи, т. е. изображение должно выглядеть так, как будто его вдавили в поверхность камня. Изначально его использовали в качестве печатей и форм для создания рельефных изображений на глине, воске.

Многие задаются вопросом, какая разновидность глиптики является древнейшей техникой резьбы по драгоценным камням. Ответ на этот вопрос дать сложно, однако можно с уверенностью сказать, что инталии длительное время были более популярными.

Из них часто делали печати, многие из которых были обнаружены в Египте. Среди древних камей выделяются скарабеи и древнегреческие геммы, изображающие богов и различных мифологических персонажей.

Существует такое понятие, как «твердородная резьба». Многие специалисты считают ее 3 разновидностью глиптики. Она подразумевает обработку самых твердых камней по шкале Мооса (обычно от 6 баллов).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: